«Уральская инженерная школа» в Североуральске

19.11.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r

8-shkolaВторой год в Свердловской области по инициативе Евгения Куйвашева реализуется программа «Уральская инженерная школа».
Предположительно  проект создаст непрерывный образовательный процесс,  начиная с раннего школьного и даже детсадовского возраста, поможет мотивировать интерес к техническим и естественно-научным дисциплинам в школе.
В стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы есть три взаимосогласованных проекта: «Уральская инженерная школа», «Качество образования как основа благополучия» и «Педагогические кадры XXI века».
Это не случайно: именно система образования играет определяющую роль в успешности социально-экономического развития региона и нашего Североуральского городского округа. От того, насколько качественной будет подготовка кадров, насколько глубокими и разносторонними знаниями будут обладать наши выпускники, зависит конкурентоспособность и отдельного города, и всего региона, и государства в целом.
Основная цель проекта «Уральская инженерная школа» – создание системы непрерывного технического образования, направленной на подготовку высококвалифицированных рабочих, научных и инженерных кадров, удовлетворяющих текущим и перспективным потребностям экономики.
На вопрос о том, как в Североуральском городском округе реализуется проект «Уральская инженерная школа», отвечает Ирина Николаевна Ощепкова, начальник Управления образования.
– Образовательные учреждения с 2013 года активно и заинтересованно внедряют в рамках внеурочной деятельности технические направления творчества детей.
В школах №№ 8, 11, МАУ ДО «ЦВР» организована работа по развитию образовательной робототехники, которая позволила интегрировать урочную и внеурочную деятельность, учебное содержание предметов естественно-научного цикла; в школе № 13 создано объединение авиамоделирования. Педагоги североуральских школ посетили ряд окружных семинаров и мастер-классов по развитию технического творчества и робототехники, закупаются комплекты технического моделирования, школьники успешно участвуют в окружных и всероссийских очных и заочных конкурсах.
Центром внешкольной работы проводится городская выставка декоративно-прикладного и технического творчества «ТехноСпортоГрад».
В системе осуществляется проектная деятельность, организуется участие обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня. Традиционным стал городской Фестиваль учебных проектов «Синтез наук – ключ познания ХХI века» (Организатор – МАОУ СОШ № 1).
Образовательные организации Североуральского городского округа в 2015 г. за счёт средств областного бюджета приобрели для учащихся 5-6-х классов 7 наборов «Технология и физика», задания базового и  повышенного уровня на CD –дисках, 2 набора LEGO, лицензионное программное обеспечение. Ведется работа по взаимодействию с социальными партнерами (предприятиями города, учебными заведениями) по реализации творческих проектов и создания системы профессиональной ориентации учащихся. В рамках внеурочной деятельности ведутся кружки «Конструирование и моделирование».
В 2016 году мы начали системно работать над реализацией проекта «Уральская инженерная школа» и создавать базовые площадки, на которых в рамках сетевого взаимодействия будут реализовываться образовательные программы для всех обучающихся Североуральского городского округа, начиная с дошкольников.
В настоящее время работа ведётся сразу на нескольких площадках: в школах №№ 8, 11, 13, 14, в Центре внешкольной работы и  Североуральском политехникуме. Это подготовка площадок в образовательных учреждениях, оснащение их необходимым оборудованием и подбор инженерных кадров.

Скоро в школе № 13 появятся мастерские, где учащиеся смогут конструировать более совершенные летательные аппараты

Скоро в школе № 13 появятся мастерские, где учащиеся смогут конструировать более совершенные летательные аппараты

 Школа № 13
Кружок авиамоделирования «Вертикаль» работает в школе шесть лет и завоевал признание среди мальчишек и девчонок. В связи с его популярностью, название посёлка Черёмухово не единожды звучало на уровне города, области и России. Педагог Александр Анатольевич Тараканов считает, что постройка летающих моделей – это первый шаг в «большую авиацию». Специальные занятия дают возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники и физическими основами полёта.
В 2016 году 13 школа стала одним из победителей грантового конкурса «Территория РУСАЛа». Проект «Школьная мастерская технического труда и творчества» (руководители: И.Ощепкова и М.Усманова) оказался самым затратным, его сумма составила 2 миллиона 858 тысяч рублей.
Цель проекта – расширение мастерских технического творчества, создание мини-технопарка с современными станками и оборудованием. Всё это позволит учащимся делать более совершенные летательные аппараты, а также усилит предпрофильную и профильную подготовку, сориентирует их на профессии инженерно-технического профиля.
На данный момент в школе полным ходом ведутся ремонтные работы. Подрядная организация ООО «Спецстройхолдинг» проводит покраску стен, замену полов, окон и системы отопления. А помочь провести электропроводку любезно согласилась бригада шахты «Черёмуховская».
– Мы рационально и экономно подходим к использованию площадей, – говорит директор школы Зинаида Усманова. – Три помещения будут полностью переоборудованы под конструкторское бюро, столярную и токарную мастерские. Здесь установят встроенные шкафы и рабочие столы, интерактивные доски и новенькие компьютеры для работы на станках с ЧПУ.
Принято решение частично оставить старое оборудование и добавить к нему столярные верстаки, лазерный, фрезерный и токарный станок по дереву. Все мастерские планируется отремонтировать до 1 декабря, после чего начнётся реализация программ по техническому творчеству.

Евгений Владимирович Куйвашев, губернатор Свердловской области: «Из череды первоочередных дел я бы выделил несколько тем. В первую очередь нужно дать новую жизнь всемирно известной Уральской инженерной школе. Любой проект, прежде чем его сделать – нужно спроектировать. Как и предприятие для производства продукта. Для этого должны быть люди, которые знают, как это сделать, имеют необходимые навыки и опыт проектной, инженерной, исследовательской работы. Нужны современные инженерные кадры». («Областная газета» от 20 марта 2014 года).

Евгений Владимирович Куйвашев, губернатор Свердловской области:
«Из череды первоочередных дел я бы выделил несколько тем. В первую очередь нужно дать новую жизнь всемирно известной Уральской инженерной школе. Любой проект, прежде чем его сделать – нужно спроектировать. Как и предприятие для производства продукта. Для этого должны быть люди, которые знают, как это сделать, имеют необходимые навыки и опыт проектной, инженерной, исследовательской работы. Нужны современные инженерные кадры».
(«Областная газета»
от 20 марта 2014 года).

Школа № 14
На реализацию образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы образовательному учреждению были выделены субсидии из местного и областного бюджетов в размере 3 миллиона 300 тысяч рублей. Совсем скоро в школу поступит новое оборудование для двух специализированных лабораторий.
В технической мастерской появятся многофункциональные настольные модульные станки UNIMAT, которые будут эффективно применяться в школьной практике на уроках технологии. Из одного комплекта школьники смогут самостоятельно собрать 6 станков: токарный, электролобзик, шлифовальный, сверлильный, горизонтально-фрезерный и вертикально-фрезерный.
– Безусловно, это расширение горизонтов наших возможностей, – комментирует учитель технологии Юлия Шнайдер. – Ученики смогут изготовить и обработать заготовку практически любым способом.
Во второй мастерской будут заниматься будущие Энштейны. В кабинете естественно-научных дисциплин со звучным названием «Энштейн +» будут проводиться занятия по биологии, химии и физике.
– В первую смену в такой лаборатории, которая также будет оснащена современным оборудованием, включая 3D принтер, будут проводиться уроки физики, – поясняет директор школы Людмила Косолапова, а во вторую смену – научно-исследовательские работы. Занятия с детьми будет проводить педагог Ольга Лысак.
 Так как 14 школа расположена в Калье, между посёлками Третий Северный и Черёмухово, то на базе этой школы в рамках проекта «Уральская инженерная школа» будут созданы условия для реализации образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы и для учащихся соседних школ.
Школа № 14 уже много лет сотрудничает с шахтоуправлением «Кальинское», которое всегда оказывает ощутимую помощь по различным вопросам.
Преимуществом учреждения является совместная работа с Томским государственным университетом в рамках стратегического проекта «Взаимодействие ТГУ с системой общего образования» по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Взаимодействовать с Томским университетом мы начали с 2009 года, – говорит Светлана Владимировна.
– Сейчас мы тесно сотрудничаем с «ЯКлассом», – рассказывает учитель информатики Светлана Варюхина. «ЯКласс» – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. «ЯКласс» помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это – база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Сначала учащиеся готовятся к уроку, выполняя домашние задания, а затем самостоятельно могут решить свои тесты, а потом уже тесты, предложенные системой. Это позволяет отлично подготовить учеников по математике, по информатике, английскому языку и другим предметам. Университет также предлагает очень хорошие задания. На своих школьных уроках по предлагаемым программам дети с удовольствием работают с графикой и фотошопом. Это также можно назвать предпрофильным обучением, это ориентирует обучающихся на выбор дальнейшей профессии.

Еще в недалеком прошлом 3D-принтер был фантастикой.

Еще в недалеком прошлом 3D-принтер был фантастикой.

Школа № 8
В восьмой школе третий год ведётся кружок робототехники под руководством Алексея Шуплецова. Сначала с помощью наборов Lego Mindstorms EV3 мальчишки учились создавать базовые модели по инструкции. Сейчас же более опытные робототехники с помощью дополнительных комплектов технического оборудования Lego, которые закупаются с завидным постоянством, могут собрать сложных роботов в зависимости от фантазии.
– Вы удачно к нам попали, сейчас у нас проходит занятие, – приглашает пройти в класс Алексей Владимирович.  
Алексей Девятов (14 лет) занимается с самого основания кружка. Наука и техника является хобби, дающее взамен уникальный опыт. Собирать роботов по инструкции Алексею скучно. Сейчас в арсенале семиклассника имеются продвинутые модели, которые он собирает с помощью датчиков и микросхем, реагирующих на свет, звук и тепло. Управление мобильными роботами возможно не только пультом, но и с помощью команд сотового телефона через Bluetooth. Мальчишки продемонстрировали нам целый парк моделей роботов.
В августе этого года во время визита в Североуральск губернатор Евгений Куйвашев пообещал 3D принтер в школу № 8. И слово своё сдержал!
– Мы даже не ожидали, что нам просто так подарят 3D принтер к новому учебному году, и что он будет такой большой! На принтере можно распечатывать фигурки высотой до 80 сантиметров, – рассказывает директор Светлана Калина.  
Буквально перед нашим приходом ребята напечатали синего четырёхсантиметрового объёмного робота. Я даже стала счастливой обладательницей такой пучеглазой пластиковой фигурки.  
3D принтер послужит отличным инструментом для школы. При помощи этого подарка  можно создавать массу наглядных моделей для учебного процесса и проектной деятельности, включая дополнительные детали к роботам.
Ребята самостоятельно могут настраивать цветовую гамму объекта. В результате вместо монохромной фигурки получаются вполне разноцветные вещи со сложной структурой. Семиклассник Евгений Бельц в самых мельчайших подробностях рассказал нам о принципах действия принтера. Работа специального устройства состоит в послойном «выращивании» твёрдого объёмного предмета, модель которого задана в электронном виде. Кстати, базы бесплатных моделей самых разнообразных предметов можно попросту скачать на флешку из интернета.
– Сейчас мы в самом начале творческого пути, мы вас ещё пригласим, когда создадим все модели, – прощается с гостями директор школы.

Станки UNIMAT идеально подходят для работы в мастерской школы № 11

Станки UNIMAT идеально подходят для работы в мастерской школы № 11

Школа № 11
Самая масштабная по своим размерам и самая многочисленная школа № 11, директором которой является Марина Ширяева, также подготовилась встретить гостей и продемонстрировать свои инженерные таланты и большие возможности.
На уроках технологии уже второй учебный год практикуется работа с конструкторами модульных станков UNIMAT 6 в 1. В базовые наборы входят совместимые модули и детали, комбинируя которые, можно создать из одного конструктора целую мастерскую. Благодаря этому отпадает необходимость приобретать дорогостоящие отдельные станки и находить площади для их установки и хранения. Габариты станков, собираемых из деталей конструктора, сопоставимы с размерами листа бумаги формата А4. В 11 школе имеется 6 базовых наборов, с которыми ученики работают в парах.
– Станки достаточно прочные, ребята занимались с ними прошлый учебный год, и все сборочные единицы сохранены, – объясняет учитель технологии Надежда Рафикова. – Занимаются на уроках технологии школьники с 5-го класса. Ребята с удовольствием изготавливают сувениры, различные модели и макеты. А я даже хожу с таким станком к детям на домашнее обучение! Несмотря на небольшие размеры, модульные станки – это не детская игрушка, а профессиональное оборудование, позволяющее выполнять обработку деталей с высоким качеством и точностью.
С этого учебного года в 11 школе открылся кружок «Робототехника», который ведёт молодой педагог Никита Ащеулов.  
– Мы только начали постигать основы робототехники, познаём базовый арсенал. Для нас это открытие, – рассказывает девятиклассник Артём Четвериков. – Такие занятия притягивают, сплачивают, развивают пространственное мышление – эта коллективная работа очень полезна! Безусловно, всё это нам пригодится в дальнейшей профессии. Может, кто-то из нас выберет профессию инженера – сейчас она очень востребована. Мы очень довольны, что руководство школы создали для нас все условия.  
Центр внешкольной работы
В многопрофильном учреждении Центр внешкольной работы наряду с другими работает объединение «Клуб любознательных», которым руководит Олег Ятимович Гарибов. На увлекательных занятиях ребята получают знания по физике, механике, математике, робототехнике и программированию, безусловно применяя всё на практике.
В текущем году группа педагогов Центра разработала проект для создания базовой площадки по профориентационной деятельности и техническому творчеству «Мы из будущего». Такой проект вошёл в десятку лучших программ дополнительного образования в областном конкурсе «Дворца молодёжи» по развитию инженерной инфраструктуры.
Сейчас в образовательное учреждение производится поставка необходимого оборудования, идёт подбор кадров, составление учебных программ и подготовка помещений для занятий. Во второй половине ноября в Центре будут комплектоваться группы в новые объединения: «Моделирование и конструирование», «3D-моделирование» и «Робототехника». 

Североуральский политехникум

В этом году в конкурсе «Территория РУСАЛа» грант в 187 480 рублей получил проект «Марафон «Карьерный навигатор: возможности и перспективы» Североуральского политехникума.
– Спешим поделиться новостью: буквально на днях мы получили положительный ответ от Минобразования на реализацию мероприятий в рамках «Уральской инженерной школы», – рассказывает заместитель директора по социально-педагогической работе Алла Логвинова. – Мы будем формировать группы учащихся 10-х классов по пяти направлениям, которые вошли в ТОП-50 наиболее востребованных специальностей и профессий. В Североуральском политехникуме старшеклассники смогут углублённо изучать физику, автомеханику, слесарное, электромонтажное дело, а также освоить профессию сварщика. Это значит, что мы возобновим забытую практику УПК. По завершению обучения подростки смогут получить специальные удостоверения.
Итак, ключевыми задачами в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа» являются формирование технического мышления, воспитания будущих инженерных кадров в системе общего и дополнительного образования, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий научно-техническим творчеством.
– Хочу еще раз подчеркнуть, что конкретные результаты, достигнутые при реализации программы «Уральская инженерная школа» за 2015-2016 учебный год, доказывают ее востребованность и эффективность, – подводит итог начальник Управления образования Ирина Ощепкова. – В настоящий момент программа является мощным инструментом обеспечения ускоренного социально-экономического развития Свердловской области. А значит, Североуральскому городскому округу предстоит очень много сделать в ближайшем 2016-2017 учебном году в данном направлении. Я уверена, что у нас все получится.
Анна КРАСНОВА.
Фото автора.