Жизнь за гранью

09.02.2018 Выкл. Автор Admin

Прихожане храма Петра и Павла разливают горячее питание нуждающимся.

В районе очистных сооружений любители зимних лесных прогулок не могли не заметить огромный сугроб с торчащей трубой. Именно водосточная труба, из которой время от времени шел дым, однозначно говорила о том, что этот сугроб совсем не сугроб, а жилище человека.

Жизнь за снежной стеной. Какая она?  От общей дорожки к «сугробу» ведет расчищенная лопатой тропинка, на утоптанной площадке – козлы для распилки дров и топор, воткнутый в чурбак. Два щенка поднимают незлобный дежурный лай. Из пристанища выходит невысокий мужчина в пластиковых тапочках на босу ногу, приглашает войти. Крошечное помещение два на три метра вмещает топчан, печку, столик, кресло и полочки-шкафчики, сколоченные из выброшенной мебели. Стены из старых нестроганых досок, потолок обит картоном из-под коробок. Времянка, способная сохранить тепло, а значит, и жизнь уральской зимой.

Хозяин сооружения – Сергей, он наш, североуральский. В 1991 году приехал в город девятилетним мальчишкой, учился в школе №8.  Его биография, скажем так, не является примером для подражания. После отбывания наказания приехал жить к матери в барак около пивзавода. В прописке ему отказали, объясняя тем, что женщина «сама проживает без прав». Когда мать умерла, стал жить у сестры в «гостинке». Не прописали и здесь, якобы «не близкий родственник». Зарабатывал на жизнь на вахте в Югорске, когда вернулся – сестра уже ушла в иной мир. Какое-то время пас коров, ночевал прямо в лесу. Когда в конце августа пошли дожди, понял, что надо что-то делать, начал присматриваться к сараям на заброшенных огородах.

В захудалой сараюшке поправил, подремонтировал окно, двери, крышу. Пригодились те деревенские навыки, которые Сергей приобрел, когда жил в деревне. Ветра заставили закидать стены толстым слоем снега. Печку из кирпичей, найденных на свалке, несколько раз перекладывал. Теперь два раза протопить – и становится тепло, как в бане. Когда ничего не было, воду кипятил в банке из-под тушенки. Теперь обжился, даже обзавелся «мебелью» и изредка принимает гостей. Заходят любители активного отдыха поинтересоваться житьем, помочь продуктами питания. На следующую зиму Сергей думает сделать избушку получше. «Материала всякого на помойках полно», – говорит он.

Согласитесь, шансы потерять документы в условиях, когда у тебя нет крыши над головой, несколько выше, чем в нормальных. Вот и Сергей потерял паспорт. Штраф за утерю, плата за новый, да еще какая-то сумма, чтобы сфотографироваться – таких денег у него нет. Ситуация выглядела безысходной, образовался замкнутый круг: «Нет денег – нет паспорта. Нет паспорта – нет работы. Нет работы – нет денег».

Утопающий хватается за соломинку. Соломинкой казался звонок Вере Васильевне, которая помогает бездомным от имени прихода Петропавловского храма. Но «соломинка» дала хоть какую-то надежду. «Надо оплатить получение паспорта – церковь оплатит», – был дан обнадеживающий ответ.

Вера Васильевна не первый год занимается помощью обездоленным. Розовых очков женщина не носит, она понимает с кем имеет дело:

– Многие из них больные алкоголизмом. Человек, который много пьет, вы сами знаете – у него все атрофируется, и он, даже если хочет, работать уже не может. Многие пропили квартиры, кто-то «садился». Раньше, когда мы только начинали заниматься этой проблемой, многие жили в колодцах тепловых сетей. Сейчас это в прошлом, потому что очень много таких людей умерло. Факт то, что они друг к другу подселяются. У них свой клан. Они как бы нищие, сами себя загнали в тупик, из которого редко кто выходит. Летом, кто хочет работать, помогают в храме и по частникам разбегаются, огороды капают. Кто хочет. Но работать хотят не все, это я вам точно говорю. Вот у нас мальчик освободился один, терпел, терпел, на работу никуда не берут.  Не хотел пить, а запил и по новой и сел. У нас тут половина таких.

Как же помочь этому клану бомжей в нашем городе? Вера Васильевна вспоминает:

– Помните, была больница на Калье? Там можно было тех, кто совсем «никак и нигде» подлечить и подкормить бесплатно. Было проще: мы с батюшкой ездили, помогали продуктами. Елена Михайловна, царство ей небесное, билась-билась, но все равно закрыли больницу, нечем стало финансировать. Закрыли и снесли, ну это все понятно.

Официально от имени государства малоимущим должна помогать соцзащита. Вера Васильевна подтверждает:

– Соцзащита помогает. Одеждой, сухим пайком, модуль поставили, но у них там свои требования, в том числе медицинские.

Соцзащита помогает, но по тем или иным причинам необходимость бескорыстной работы прихожан по поддержке бомжей не отпадает. Прихожане продолжают свое общественное служение:

– Мы кормим горячим, варим с девочками суп и разливаем в емкости, которые приносят. Еще выдаем пайки – там сосиски, печенье, булочка… Даем раз в неделю, по пятницам.  Делаем пайки на 20 человек, бывает не хватает, бывает остается. Мы даем всем. Продукты оставляют на поминки в храме, плюс наши женщины жертвуют. Да, кормим на подаяние. Это уже много лет длится с благословения настоятеля храма отца Владимира.

Вернемся к нашему герою. Благодаря взаимодействию Петропавловского прихода с органами соцзащиты у Сергея появился шанс получить паспорт, устроиться на работу, и в какой-то туманной перспективе получить комнату в общежитии. Сможет ли он воспользоваться этим шансом или Сергей навсегда окажется за стеной нормальной жизни и ему все-таки придется остаться в сараюшке, утепленной снегом? Мы будем следить за развитием событий.

Михаил Секерин.