Всё о самом главном празднике

Всё о самом главном празднике

02.05.2021 0 Автор Admin

В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Святитель Игнатий (Брянчанинов) акцентирует, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни.

Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению.

Это праздник праздников и торжество торжеств. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном.

День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Сколько дней празднуется?

Празднование Пасхи – самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Оно совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) и другие.

Почему воскресенье называют воскресеньем?

От Пасхи происходит и современное название дня недели – воскресенье, в честь воскресшего в третий день после распятия Иисуса Христа. Каждое воскресенье на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой».

Как определяют дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVIII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».

О крапанках, писанках и яйчатах

Яйца в Пасху красят почти все. Сейчас чего только нет для украшения это пасхального атрибута. Раньше окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо называли крашенка, расписное – писанка. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой. В толковом словаре у Владимира Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ».

Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья. Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.

Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой, собственный.

Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.

Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.

Яйчатами называли декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.

Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.

Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.

Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.

Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.

Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами «Христос Воскрес!» передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Пасха в советское время

В стране Советов празднование Пасхи не приветствовали, но народные традиции и сила православного праздника были настолько велики, что светлые блики это дня просвечивали сквозь антирелигиозную пропаганду.

Как бы ни пытались коммунисты заглушить голос веры, с Пасхой не получалось никак, в большинстве семей чтили и отмечали этот день, стряпали куличи и красили яйца. Я помню, как мама заранее тщательно готовилась: с утра ставила по особому рецепту тесто для куличей, замешивая его два раза, добавляя много яиц и масла. Причем эти куличи пекла в банке из-под сельди два раза в году: на Пасху и в Радоницу, а яйца красили обычной луковой шелухой.

И мы, счастливые, в этот день бегали, угощая соседских ребятишек лакомством. Взрослые говорили, что в этот день надо вставать пораньше – солнце играет, но, к сожалению, увидеть играющее солнышко в детстве не пришлось, я просыпала, надеясь увидеть светило в следующий Великий праздник.

В моей памяти этот день был всегда светлым, солнечным, в любую погоду, и дело не только в куличах. Что-то особенное, необъяснимое, загадочное приносила Пасха. Так в годы безбожия радость с небес доходила и до нас, грешных.