ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА

23.11.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r
dsc_0981

В ходе рейда «Доступная среда» мы обнаружили единственный объект (центральное отделение «Почта России»), который соответствует стандартам доступности для маломобильных групп населения

Казалось бы, прошли те советские времена, когда комфортных условий, как говорится, «всё для людей», в принципе не существовало: ни в сферах обслуживания, ни в услугах социальной сферы (были, конечно, исключения – за редким случаем). Жили не так, как хочется, а так, как нам предлагали. Признаться, мы и этому были рады…

Глядя на некоторые моменты, понимаешь, что в XXI веке мало что изменилось и некоторым людям в современном мире всё же приходится жить, или правильнее выразиться – выживать в непредсказуемых условиях.

В нашем городе много инвалидов. Некоторые из них свободно передвигаются, работают, есть дети, страдающие от инвалидности (их более двухсот). Многие люди с ограниченными возможностями не унывают, не отчаиваются, наоборот, могут дать фору вполне здоровым гражданам. 

dsc_0996Олегу Ушанову 34 года. Он – участник второй Чеченской войны (2001-2003 гг.). Пересев в инвалидную коляску шесть лет назад, Олег не видит в этом проблему, он не сдаётся, это не в его правилах. Олег отличный семьянин, воспитывает двоих сыновей (был председателем общегородского родительского комитета). В настоящее время учится на 3 курсе в УрГЭУ на юриста. Молодой человек занимается спортом, на протяжении четырех лет является чемпионом Свердловской области по армрестлингу. Олег ведёт активную работу в общественной организации ветеранов боевых действий, интересуется жизнью города, занимается фотографией.

Ему, как никому другому, известно, с какими трудностями приходится сталкиваться тем, кто передвигается на колясках. Некоторые здания нашего города – неприступные крепости. Многие магазины, аптеки, медучреждения, культурные учреждения, объекты спорта и другие, хоть и оборудованы пандусами, кнопками вызова персонала и другим оборудованием, но это ещё не значит, что всем этим можно воспользоваться. Это так, блеф, ради галочки, деньги на ветер…

Решив выяснить, как обстоят дела на самом деле, мы провели с Олегом спецрейд по некоторым объектам нашего города. Мы обращали внимание на входную зону (оборудована ли она пандусами и поручнями), ширину дверного проёма (по стандарту – 90 см), пороги дверей (в идеале не выше 5 см), кнопку вызова, которая должна быть стилизована значком «Инвалид» и находиться не более 0,8 м от уровня пола. Попутно оценивали: имеется ли специальная стоянка, а также нас интересовало время отклика персонала на вызов клиента.

dsc_0936Наш первоначальный маршрут был в универсам «Магнит» по улице 50 лет СУБРа, 57 «А» (здание на территории бывшего рынка). Ничего личного, просто с чего-то надо было начинать… Манёвр по пандусу с заездом на крыльцо универсама оказался совершенно безнадёжен. Виной тому – высокий бордюр. Кнопка вызова – в нерабочем состоянии, подъезд к ней закрывала урна для мусора. Табличку с пиктограммой «Инвалид» мы не обнаружили. К приятному удивлению, персонал «Магнита» быстро отреагировал на претензию, нас выслушали и пообещали устранить недочёты в ближайшее время.  

dsc_0945Поблизости находится магазин «Мясной дворик». Яркие вывески заманивают покупателя, предлагая продукцию на любой вкус и кошелёк. Заехать самостоятельно в здание Олегу так и не удалось. Ширина его плеч была равна ширине дверного проёма, а высокий бордюр казался хоть и преодолимым, но всё же, существенным барьером. 

– Как не можете заехать? – переспрашивает индивидуальный предприниматель Олег Разуваев. – Мы арендуем это помещение, поэтому у нас отсутствует пиктограмма и кнопка вызова. Наш магазин работает всего три дня в неделю, – объясняет он. – В чёрный список нас не заносите! Мы исправимся, на следующей неделе всё будет, – пообещал нам Олег Алексеевич.

dsc_0941

Мои мученья – словно пытки. Как же мне купить напитки?

Магазин «Красное&Белое», расположенный также на территории бывшего рынка, не был готов к визиту особого клиента. Казалось бы, магазин, где представлена шикарная коллекция вин и безалкогольных напитков, рад обслужить любого покупателя (конечно, с возрастными ограничениями 18+). Пандус, кнопка вызова персонала с информационным знаком там полностью отсутствуют!

Бетонное крыльцо, состоящее из двух ступеней, отвергает инвалидов-колясочников. Зато входная группа магазина оснащена другими удобными составляющими – козырьком, осветительными приборами и камерами наружного видеонаблюдения. Нужны ли они Олегу? Видимо, эти условия созданы для администрации… Надеемся, что мы попали в поле зрения камер, и дело сдвинется с «мёртвой точки».

Разочарованные, мы направились к городской поликлинике (ул. Ленина, 33), осознавая, что и там дела обстоят не лучшим образом.  

– В сезон дождей, на якобы оборудованной парковке для инвалидов, которая не заасфальтирована, стоит грязь, – рассказывает по пути Олег. – Если я выбираюсь из машины и достаю в дождь коляску, то представьте, какой я буду, пока доеду до поликлиники. Вся грязь будет на моих руках! Это во-первых. Во-вторых – парковка для инвалидов постоянно кем-то занята, но только не инвалидами! Насколько мне известно, штраф за такое нарушение составляет пять тысяч рублей. Думаю, что сотрудники ГИБДД обратят на это внимание, – добавил он.

Когда мы подъехали, на парковке для инвалидов (небольшая узкая площадка с покосившимся знаком «Инвалид») стояла машина, на которой не было соответствующей наклейки. Нам пришлось припарковаться позади авто нарушителя. «А как же мы сейчас будем выезжать?», – высказала своё возмущение подошедшая пассажирка. На мой вопрос, водитель впереди стоящего авто отделался банальной отговоркой: «Здесь никого не было, поэтому мы и остановились, буквально на пять секунд»…

dsc_0957

В дверном проёме слишком тесно – мне в поликлинике не место

Заслуживающий похвалу пандус снаружи поликлиники на самом деле имитировал доступность среды внутри самого учреждения. Ведь попасть за дверной порог (явно превышающий нормативы) было затруднительно. Олег оказался зажатым, словно в тисках, в узком проёме железных дверей. Кнопки вызова персонала, соответствующей наклейки не было и в помине.   

– Что толку, если я заеду в поликлинику, – говорит Олег. – На первом этаже находится регистратура (не приспособленная для колясочников), ЭКГ, прививочный кабинет и несколько специалистов. Терапевты, невропатологи, лаборатория для сдачи анализов, рентген, флюорограф находятся на 2 и 3 этажах. Что говорить: различные комиссии, включая ВТЭК, проходим на верхних этажах!

За разъяснениями мы обратились к главному врачу ЦГБ Владимиру Новосёлову:

– Совершенно верно, если инвалид на коляске и заедет в поликлинику, то он сможет, либо «прогуляться» по первому этажу, либо выписать больничный, так как здание старое, лифта нет. И людей, которые могли бы поднять человека на коляске тоже нет. Мы не скрываем: проблема с маломобильными группами населения существует. А инвалидов в нашем городе очень много.

– Если мы говорим конкретно о спинальниках (это люди с повреждением позвоночника) и тех, у кого нет ног, то они у участковых врачей наперечёт. Если есть необходимость в том, чтобы кому-то из этой категории инвалидов сделали УЗИ, рентген, чтобы их посмотрел в стационарных условиях невропатолог, другие специалисты, то терапевт предложит им пройти обследование в новом больничном корпусе. Там для них созданы все условия.

– Мы рассматривали, как сделать лучше условия и в поликлинике, и в стоматологическом отделении, объявляли конкурс по выбору подрядчиков, но никто не заявляется. Возможно, что на первый этаж к колясочнику может спуститься кто-либо из специалистов поликлиники, или им проведут, к примеру, забор крови. А кнопку вызова персонала в поликлинике мы сделаем, – пообещал Владимир Алексеевич.


  • По вопросам, связанных с проблемами в работе медицинских учреждений и качеством оказания медицинской помощи можно обращаться в ГБУЗ СО «Североуральская ЦГБ» по телефону горячей линии: 8 (34380) 3-11-70, ежедневно с 10.00 до 15.00 часов (кроме выходных и праздничных дней). 

Наш дальнейший путь лежал в налоговую службу, доступная среда нас там мало порадовала. Об этом мы расскажем в следующих номерах газеты.

Несмотря на многие недостатки, в нашем городе есть и явные успехи. Наш взгляд с Олегом пал здание «Почта России» (Ленина, 19), находящееся рядом с налоговой службой. Раз недалеко, решено было отправиться туда на разведку. То, что мы увидели, нас приятно удивило…Удобный пандус оснащён плиткой с противоскользящим покрытием, кнопка с пиктограммой «Инвалид», широкие пластиковые двери! На остеклённой двери магазина наклеен жёлтый круг – предупредительный знак для слабовидящих людей. Олег жмёт на кнопку и (я за это время успела сделать буквально пару постановочных кадров) на пороге появилась сотрудница. Нас тут же пригласили пройти в помещение почты.

dsc_0984– У нас по стандарту созданы все условия для инвалидов. Люди с ограниченными возможностями обслуживаются в специально отведённом месте, для них оборудована специальная стойка, – показывает начальник ОПС «Почта России» Наталья Балагурова. – Здесь в папках имеется весь информационный материал, с которым они могут ознакомиться. Когда человек подъезжает на коляске, мы включаем для него настольный осветительный прибор.

– При входе и в зале центрального отделения почты установлены таблички для слепых и слабовидящих людей, выполненные шрифтом Брайля с указанием режима работы и так далее. Табличка Брайля – это комбинация тактильных точек, прикасаясь к которым слабовидящие и слепые люди читают текст на ощупь. У нас в городе два почтовых отделения (второе на Маяковского, 20), которые отремонтированы в формате «Доступная среда», – поясняет Наталья Генюсовна. – Этим летом здесь работали три подрядные организации из Екатеринбурга, они выполняли работы по стандартизации, измеряли всё вплоть до сантиметра!

В заключении, нам хотелось бы обратиться: уважаемые индивидуальные предприниматели, руководители предприятий Североуральского городского округа, предоставляя услуги населению, не забывайте ставить себя на место клиента, будьте более внимательными, ведь клиенты бывают разные. А рейды по «Доступной среде» для инвалидов мы будем проводить регулярно.   


 P.S. Мы были приятно удивлены и порадованы, когда через два дня после рейда, в редакцию газеты поступил звонок из магазина «Магнит» (ул. 50 лет СУБРа, 57 «А»). Нам сообщили, что все выявленные неполадки исправлены!

В остальных учреждениях, к сожалению, пока без изменений…


 Анна КРАСНОВА. Фото автора.