Вклад Североуральска в Великую Победу

Вклад Североуральска в Великую Победу

08.05.2020 0 Автор Admin

К началу Великой Отечественной войны на карте Советского Союза еще не было Североуральска, тогда существовал рабочий поселок Петропавловский.

Только 27 ноября 1944г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Петропавловский выделен из состава пригородной зоны г.Карпинска и преобразован в город областного подчинения Североуральск. Произошло это в том числе и в связи с военными событиями.

Бойцы трудового фронта

В 1941 году Коммунистическая партия и правительство приняли ряд постановлений по укреплению обороноспособности страны.

Авиационная промышленность переживала тяжелый период: в начале войны часть территорий, на которых находились авиационные заводы, заводы по производству алюминия, месторождения боксита были оккупированы фашистами. Выпуск самолетов в 1941 году сократился более чем в три с половиной раза.

Из-за потери Запорожского и угрозы захвата Волховского заводов и большой потребности авиационной промышленности в алюминии, было спешно начато строительство заводов в Краснотурьинске и Новокузнецке. Основной базой сырья стал Североуральский бокситовый рудник (СУБР).

На далекий уральский север отправлялись эшелоны с рабочими и инженерно-техническими работниками из многих районов страны, эвакуировалась техника. Непрерывным потоком шли поезда, которые везли машины, экскаваторы, станки, буровую технику, паровые котлы и турбины.

Война требовала значительного увеличения производства алюминия, поэтому было необходимо резко ускорить добычу бокситов, чтобы не только восполнить потерянные мощности, но и нарастить их. Субровчане успешно справились с этой задачей. В первые 6 месяцев войны СУБР дал в полтора раза больше руды, чем за весь 1940 г.

К концу войны добыча выросла по сравнению с 1940 г. в 4 раза, что превысило уровень добычи боксита в стране, достигнутый в 1940 г., на 3,5%.

Объемы вскрышных работ на карьерах к 1944 г. возросли в 2,6 раза, горно-подготовительные работы в шахтах – в 3,3 раза, подземная добыча боксита составила 43,3% всей добычи боксита.

79,5% всей руды Каменск-Уральский алюминиевый завод получал с наших рудников. За 4 года войны основные фонды промышленного и жилищно-бытового назначения возросли в 3,5 раза.

Было создано 5 мощных бокситовых рудников – территориально, хозяйственно и организационно завершенных, самостоятельных хозяйств.

За всем этим стоял гигантский, самоотверженный труд коллектива, который рос и мужал в тяжелейших условиях войны, организаторский талант руководителей, большая помощь Наркомата цветной металлургии, Государственного комитета обороны и всей страны. СУБР был отнесен к оборонным предприятиям. «Гвардейцы тыла» – так называли себя субровчане-горняки, перекрывавшие все мыслимые и немыслимые достижения, рекорды, оставляя позади любые нормы.

Как в бой, уходили шахтёры

в забой

В 1943г. на СУБРе применили технологию скоростных проходок. Одна бригада обычным составом в одном и том же забое могла выполнить 4 цикла за смену вместо одного. О рекордах скоростных проходок стало известно всей стране.

В дни Сталинградской битвы отличился забойщик Иван Коноваленко, в 10 раз перекрывший свою норму. Никифор Клюка за один рабочий день погрузил в вагонетки 63 тонны боксита. В 6-7 раз перевыполнял свои сменные задания забойщик Габдрауф Багаутдинов – стахановец еще с довоенной поры. Известны бригады проходчиков И.Сердюка, Г.Шевченко, З.Сабирова, Н.Минзарипова, И.Проничкина, забойщиков: И.Баталова, И.Коноваленко, Д.Губарева; взрывников: П.Лопарева, А.Клюки и других. После войны Н.Минзарипов и И.Проничкин были удостоены звания лауреатов Сталинской премии. Все задания Государственного Комитета обороны горняки СУБРа выполняли с честью. Каждый труженик знал, что 10 тонн боксита сверх плана – это один боевой самолет.

Добыча руды проходила в сложных геологических условиях, с большим риском для жизни. Руда на СУБРе залегает в известняках – породах, легко растворимых водой, с множеством пустот, заполненных водой. Вода в пустотах, сдавленная толщей горных пород, – грозный и опасный враг шахтеров. Стоило проходчикам сделать отверстие в стене такой полости, как вода, сминая все на своем пути, вырывалась в шахту. Гибли люди и оборудование.

Чтобы обезопасить людей и шахты, подземные породы стали делить стальными перегородками на отсеки, как в подводной лодке. Позднее придумали и другие способы борьбы с подземными водами. Несмотря на неимоверные трудности, добыча руды на-гора росла.

С июля 1941 по октябрь 1945 г. советские авиазаводы выпустили 137 тысяч самолетов, 108 тысяч из них были боевыми машинами. Большая часть собрана на заводах из уральского алюминия, рожденного трудом металлургов и горняков, добытчиков боксита.

Это вклад наших земляков в Победу. В память об этом на территории Североуральска около здания ОАО «Севуралбокситруда» установлен памятник. На постаменте взметнулся ввысь боевой самолет МИГ, как символ работы добытчиков боксита.

Освобожденную из каменного плена руду грузили в вагоны. Составы с бокситом под лозунгами «Все для фронта, все для Победы!» шли без остановки, им уступали дорогу воинские эшелоны с людьми и техникой. Они мчались на Уральский Алюминиевый завод (УАЗ), где проходил второй рубеж битвы за крылатый металл. Здесь, на УАЗе, из боксита извлекали алюминий. УАЗ оставался единственным предприятием в стране по выплавке алюминия, как и СУБР – единственным бокситодобывающим предприятием. Они сражались против 20 алюминиевых заводов Европы, покоренной фашистами. Люди на СУБРе работали без выходных по 10-12 часов. Самовольное оставление работы расценивалось как дезертирство с трудового фронта. Не хватало всего: одежды, обуви, хлеба. Многие жили в бараках, землянках, палатках. Основными орудиями труда были кайло, лопата, тачка. Погрузка руды в вагоны велась в начале войны вручную.

Не отставали от мужчин и женщины. Они срочно обучались на машинистов паровозов, шоферов, взрывников, экскаваторщиков и бурщиков, заменяя ушедших на фронт. На них в первые месяцы войны легла огромная ответственность. Лишь после того, как СУБР приравняли к предприятиям оборонного значения, горняков на фронт уже не отправляли. Вечерами и ночами женщины шили белье, вязали вещи для фронтовиков. 28 сентября 1941 г. был отправлен первый вагон с подарками фронту. Собрали более 3 тысяч теплых вещей (полушубки, валенки, брюки, шапки, носки).

С первых дней войны было принято решение отчислять в фонд обороны до полного разгрома фашистов заработок за сверхурочную работу. Объявили о сборе денег на постройку танков и самолетов (двух звеньев под названием «Североуральские бокситы»). На спецсчета перечислили около 670 тыс. рублей деньгами и свыше 150000 руб. – облигациями, 10 тыс. руб. собрали на комплектацию самолетной эскадрильи «Советский артист».

Две телеграммы лично от Сталина с благодарностью за помощь, оказанную фронту, поступили в адрес СУБРа и всего коллектива, и еще несколько – от Комитета обороны.

За выполнение заданий Родины и самоотверженный труд в июле 1942 г. большую группу предприятия наградили орденами и медалями, в феврале 1944 г., накануне 10-летия СУБРа, наград удостоился еще один отряд горняков.

За время войны коллективу СУБРа 11 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, а в апреле 1946г. оно оставлено на вечное хранение в качестве признания особых заслуг перед фронтом, в достижении общей для всего народа Победы.

9 мая 1945г., в День Победы, из боксита СУБРа был получен первый алюминий на Богословском алюминиевом заводе.

Развитие мощностей и увеличение добычи руды во многом зависело от успешной работы коллективов и других учреждении.

Железнодорожный

транспорт

За годы войны получил мощное развитие железнодорожный транспорт. К концу 1940 г. СУБР имел только 14 км путей, 2 паровоза и 16 вагонов.

За 4 года войны введено 42 км путей. Вагонный парк увеличился до 75 единиц. Перевозку осуществляли 14 паровозов. Объем перевозок увеличился с 2225 до 13300 тонно-километров. Среденесуточный объем погрузки-выгрузки увеличился в десять раз. Транспорт СУБРа за годы войны перерос значение внутрирудничного, потому что обеспечивал нужды капитального строительства, все транспортные потребности города и его предприятий.

Энергетика

К январю 1945 года мощность электростанции увеличилась с 2000 тысяч кВт до 9000 тысяч, а выработка э/энергии возросла с 4550 тысяч кВт-ч до 30500. Введено 80 км линий электропередач.

В 1944 г. вошла в строй ЛЭП от Краснотурьинска до Североуральска и посёлка Покровск-Уральский, положившая начало подключения нашего города к энергетическому кольцу Урала.

Трест «Бокситстрой»

Объединение и становление будущего треста «Бокситстрой» происходило на ходу: принимали эвакуированных, технику, материалы, оборудование с Тихвинского рудника и других предприятий. Ускоренными темпами вели строительство новых рудников, коммуникаций. Построили железную дорогу до станции Бокситы, до карьера «Красная шапочка», проложили первые километры узкоколейки, а также лежневые дороги до новых карьеров. Одновременно возводилось жилье, магазины, столовые и другие объекты. С 1941 года велось строительство наклонных шахт, шла проходка на шахте «Капитальная-1».

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны совершали не только трудовые подвиги.

С нашей территории призвано на фронт более 3,5 тыс. человек, из них погиб 901 боец.

Двум нашим землякам – Н.Моисееву и Х.Заманову было присвоено звание «Герой Советского Союза».

В честь трудового и фронтового подвига жителей нашего округа 9 мая 1985 года в Североуральске установили монумент «Слава Героям фронта и тыла!»

Строители «Бокситстроя» вместе с горняками СУБРа интенсивнее стали вести проходку наклонных стволов и подготовку рудных горизонтов, объединенные одной задачей: быстрее и больше дать стране боксита.

В 1943 г. строители провели 141 стахановскую вахту. Первыми возглавили список передовиков военных лет М.Пономаренко, Г.Бурмей, Г.Чихарев (позже они были удостоены орденов Трудового Красного Знамени). В сжатые сроки построены кирпичный и шлакоблочный заводы, лесозавод, гараж, а также предприятие по производству строительных материалов и столярных изделий.

1 сентября 1943 г. трест «Бокситстрой» выделен в самостоятельную строительную организацию и подчинен Главалюминьстрою НКМУ СССР. В 1943 г. выполнены объемы работ на 18 млн. 124 тыс. руб.

В этом же году сданы в эксплуатацию шахты «Капитальная-1» и №3-3 бис. Введено 7899 кв. м жилой площади. В 1944 г. сдано уже 13253 кв. м жилья, введен в эксплуатацию горизонт минус 140 метра шахты №1 на главном рудном поле. На Кальинском руднике введены шахты №1,2,3 в комплексе с поверхностными сооружениями.

За годы войны была расширена ЦЭС, построена ЛЭП от Турьинских рудников.

Коллектив треста обеспечил своевременный ввод в эксплуатацию шахт, горизонтов, за счет чего была увеличена и добыча боксита.

Североуральская бокситовая экспедиция

Для устойчивой работы рудника и алюминиевых заводов необходимо было развивать геологоразведочные работы на всей территории Петропавловского бокситового бассейна.

1 января 1941 г. здесь начала работать Североуральская бокситовая экспедиция (СУБЭ) треста «Союзалюминьразведка».

С 1941 по 1945 годы экспедиция выполнила геологоразведочных работ на 25 млн. 176 тыс. руб., за это время пробурено 847 разведочных скважин общей длиной 87639 метров, пройдено 845 глубоких и 2120 мелких шурфов общим объемом 20150 погонных метров.

К 1 января 1945 г. СУБЭ передала на баланс СУБРа разведанные запасы бокситов в 71 млн. тонн. Это позволило предприятию наращивать мощности в послевоенные годы, начать строительство наклонных и капитальных шахт, проектировать вертикальные шахты.

В январе 1946 г. за большой вклад в развитие сырьевой базы алюминиевой промышленности в годы войны группе геологов Н.Каржавину, И.Любимову, Л.Смирнову, П.Савченко, Д.Наливкину, А.Пейве и А.Ходалевичу была присуждена Сталинская премия первой степени. Позднее присвоено звание «Почетный гражданин Североуральска» В.Ривкиной, возглавлявшей геологоразведку с 1942 года в течение 31 года.

За трудовые успехи в годы Великой Отечественной войны коллективу экспедиции оставлено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.

Лесная промышленность

В годы войны на территории нашего района действовал Петропавловский леспромхоз, в состав которого входили Баяновский и Покровский мехлесопункты, лесоучастки Шегультанский, Усть-Шегультанский, Тонгинский, Высотинский и 49-й квартал.

Леспромхоз должен был в больших объемах поставлять военным заводам лесоматериал для изготовления фанеры, авиабруса, авиационной планки, ружейных болванок, лыжного кряжа, доски для вагонов, палубника для кораблей. Давали лес для выжига древесного угля, на котором доменщики Серовского метзавода плавили чугун, а мартеновцы из чугуна – высококачественные специальные стали. Отходы леса поставляли предприятиям на топливо.

Люди старались, не жалея сил, но положение было осложнено тем, что на фронт отправили много людей и техники. Работали мужчины старшего поколения, женщины, подростки. Основные кадры – спецпереселенцы из южных областей страны, прибывшие после раскулачивания. На вывозке леса выполняли по полторы и более нормы. Механизаторы сами изготовляли сложные запасные части для машин, бензопил. Не хватало горючего, смазочных веществ.

Дровяник, круглый лес и авиалес с Покровского и Баяновского мехлесопунктов, Петропавловского леспромхоза отправляли в вагонах по железной дороге. Основная масса леса отправлялась молевым сплавом по рекам. Сплав начинался ранней весной. Это была тяжелая и опасная работа. В 1945 г. начало сплава было назначено на 9 мая. Утром же объявили об окончании войны.

Историческую справку подготовила Е. Лысенко.