В июле Екатеринбург становится центром православного мира, ежегодно там проходит фестиваль Царские дни

В июле Екатеринбург становится центром православного мира, ежегодно там проходит фестиваль Царские дни

28.07.2021 Выкл. Автор Admin

В июле Екатеринбург становится центром православного мира, ежегодно там проходит фестиваль Царские дни, вот и в этом году с 10 по 21 июля в рамках этого события состоится множество интересных мероприятий, помогающих нам осмыслить историю Отечества, вернуть светлое имя государя-императора и его семьи

Кто хоть раз посещал фестивальные дни, надолго запомнит их и согласится с мыслью, что как будто на время мы попадаем в другую страну, ту, которую мы потеряли в погоне за светлым будущим, скромную и величественную.

Именно такой была Россия до революции 1917 года. История последних её лет, как и судьба последнего императора Николая Второго, искажены, но чем больше изучаешь её, знакомишься с фактами, тем очевиднее, что в жертву утопической идее принесены не только события, но и память о людях.

Никакой другой период в истории страны не подвергался таким изощренным искажениям, не очернялся и не вычеркивался из учебников. Его словно не было, этого русского чуда в экономике, науке и технике, сельском хозяйстве. Так ли это?

Несколько примеров

За время правления Николая II построено около 60 000 км железнодорожных путей, самый успешный проект – строительство Транссиба, магистрали, длиннейшей в мире (с 1917 по 1956 год построено 36 250 км).

Аграрная реформа Столыпина вывела страну на первое место в мире по производству зерна.

Самые низкие налоги в мире, введено золотое обеспечение рубля, с 1890 по 1913 темпы роста российской экономики составили 400%, создан самый крупный в мире речной флот, спущен на воду первый арктический ледокол. До 1917 года открыты 20 авиазаводов, где выпущено 5600 самолетов, среди них первый бомбардировщик конструктора Ильи Сикорского «Илья Муромец». Именно авиация Николая Второго применила элементы высшего пилотажа: петля штабс-капитана Нестерова. Подводный флот – один из сильнейших в мире, первые гидроавианосцы, 80 процентов пахотной земли передано крестьянам. Изданы первые русские законы – прообраз конституции. И это далеко не полный перечень.

Отречение во имя России

«Страстотерпец» — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

После отречения от престола его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. Весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора, есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути это была тюрьма: заключенные спали на полу, надзиратели часто были жестоки с ними, узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Дом назывался «Ипатьевский», так как принадлежал инженеру Ипатьеву. И получилось так, что история дома Романовых началась в Ипатьевском монастыре, в Костромской области. И закончился этот длинный 300-летний путь в доме с тем же именем. Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь.

Письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп.

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет — в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

— Царскую семью мы почитаем за преданность Богу, за мученичество, за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни.

Это наш долг

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре — временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нём отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви — крипта (гробница). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников — последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут Крестным ходом, преодолевая путь в 25 км до монастыря Ганина Яма. Это – покаянный ход, в котором молятся за нашу страну, её будущее, просят у Господа прощение за содеянное предками.

Как-то в одной из проповедей наш современник протоирей Андрей Ткачёв назвал убийство царской семьи самым большим злодеянием века, вселенским преступлением, отметив, что пока мы не назовем имена убийц, заказчиков, исполнителей, пока не осмыслим всенародно, что случилось в июле 1918 года, всё остальное: великие репрессии и Вторая мировая война невозможны без понимания той страшной трагедии.

Подготовлено православным приходом храма Петра и Павла. Фото из сети Интернет и Петропавловского храма.