В дорогу все, кто молод!

В дорогу все, кто молод!

29.07.2021 Выкл. Автор Admin

«По-разному можно проверить себя, свои возможности. А можно и не проверять – никто с тебя за это не спросит. Но в жизни бывает миг, когда надо спросить: а так ли я живу, с полной ли отдачей сил?»

Эти строки появились в 1986 году, когда восемь смелых североуральцев отправились в велопробег по маршруту Североуральск–Иркутск до озера Байкал. Написал их Александр Копылов, тогда первый секретарь Североуральского горкома комсомола.

Всё началось в 1985 году. Байкал был их большой мечтой, поэтому и клуб назвали именно так – «Мечта». К её осуществлению готовились самым серьёзным образом. Начались тренировочные велопробеги. Прежде чем отправиться до Байкала, они закаляли характер, проверяли команду на выносливость, совместимость и надежность друг друга. Это были тренировочные пробеги с экстремальными нагрузками. Один из них в ночь, по горной местности до перевала Кваркуш в Пермской области. Следующий однодневный пробег до Нижнего Тагила. И первый серьезный велопробег по маршруту Североуральск – Свердловск – Тюмень – Челябинск – Магнитогорск – Оренбург. В команде шесть человек. Командир велопробега – первый секретарь Североуральского ГК ВЛКСМ Александр Копылов, комиссар – секретарь комитета ВЛКСМ треста «Бокситстрой» Юрий Колчин.

Тогда в путешествии по Уралу и Сибири за 13 дней они преодолели 2030 километров, в среднем по 156 км в день. И уже к следующему походу решили переоснастить велосипеды и создать веломобиль в качестве «гужевого транспорта».

К походу на Байкал готовились почти год. И вот старт 20 июня 1986 года. Велопробег посвящается Международному году мира. В команде восемь человек, в которую впервые взяли двух девушек.

И вновь командир – Александр Копылов, комиссар – Юрий Колчин, с ними шахтер-проходчик Николай Лейпи, строитель-монтажник Александр Тимергалиев, электросварщики Фидаил Гараев и Сергей Мартошенко, спортинструктор Татьяна Фольмер, секретарь-стенографистка Екатерина Маркина.

На этот раз позади велосипедистов неизменно следовал мотороллер «Муравей» со стратегическим запасом пожитков, свердловским номером и ошеломляющей надписью: «Североуральск – озеро Байкал».

На марше четкий график движения: 120 – 200 км в день, 4-5 дней в пути, затем остановка – отдых в одном из крупных городов, встречи с комсомольским активом, выступление агитбригады перед населением, посещение местных достопримечательностей.

И снова в путь. Дождь, зной, туман, подъемы и головокружительные спуски Саян. Цепочка уставших ребят упорно крутит педали на восток.

Из дневника Ю.Колчина: «Преодолели Западные Саяны и Енисейский кряж. С каждым днем все тяжелее и тяжелее, но цель все ближе и ближе…». Их часто спрашивали, кому и зачем это нужно. Они отвечали: «Хотим доказать любителям трех «т» (тапочки, тахта, телевизор), что мир прекрасен и нет смысла ограничивать его четырьмя стенами».

Многие предрекали им полный провал. И были почти правы. Но они не знали этих ребят! А мы читаем дневниковую запись А.Копылова: «Юрий Колчин – ударная группа нашего велопробега. Как группа, спросите вы: это ведь когда много. Да, именно так. Когда нужно решить неразрешимую задачу на маршруте, с ней мог справиться только Юра. С его настойчивостью он стОит многих. Да, такой он, наш комиссар велопробега.

Федор Гараев. За неделю до велопробега – нога в гипсе. Ты что, спрашиваем, ищешь причину не ехать, разве не знаешь, что причина одна – смерть? Физиотерапия, подкрепленная высокой силой воли, вылечила ногу, и никто уже не мог отнять у Федора желтую майку лидера.

Если бы мне сказали, что 1 мая Катя Маркина научится ездить на велосипеде, а через полтора месяца будет делать более 100 км в день, я бы не поверил, если бы не видел сам». Какие люди!

На труднейшем маршруте родилась эта шутка комиссара: «Не робейте, ребята, вместе с золотым знаком «Моя Родина СССР» по приезде всем дадут… вторую группу инвалидности». К счастью, она не сбылась.

И всё когда-нибудь кончается. Позади 25 дней пути, 4250 километров. И вот он, божественный Байкал! На его берегу восемь североуральцев провели три прекрасных дня.

Почти сразу по возвращении с Байкала, уже зимой, они начали подготовку к следующему пробегу: Москва – Новгород – Ленинград – Таллин – Рига – Вильнюс – Можайск – Москва. И он состоялся с 26 июля по 23 августа 1987 года. На этот раз протяженность составила 2621 километр. В нем приняли участие тринадцать человек. Вместе с командиром и комиссаром в путь отправились Н.Лейпи, АТимергалиев, С.Мартошенко, В.Мырков, В.Котенков, А.Сапьяник, Т.Тараркова, Т.Наймушина, Л.Засорин, Е.Коренькова, И.Николаевич.

Города мелькали, как открытки. В пути 22 дня, дневной пробег от 40 до 156 км. И если на всём пути до Байкала их испытывала беспощадная жара, то в этом походе – дожди!

Из дневника: «Второй день пути. Начиная с этого дня, дождь стал четырнадцатым членом группы. Он терпеливо устраивал нам прохладный душ утром и вечером, мог идти и весь день. Он был так «заботлив», что наша походная одежда не успевала просыхать».

И далее: «Бесконечное количество раз останавливались мы перед мемориалами на трассе, обелисками в скверах. Священные места: Хатынь, Можайск, Бородино».

Итак, в совокупности за плечами членов велоклуба «Мечта» – 8 тысяч 900 километров. Все велопробеги они совершали в свой отпуск и на свои кровные. Не было тогда сегодняшней инфраструктуры: придорожных кафе, гостиниц, сотовой связи и прочих благ. Но её отсутствие замечательным образом компенсировалось так называемой советской дружбой и взаимопомощью, комсомольским чувством долга. Сегодня бы сказали: корпоративной солидарностью. Одна из газетных публикаций о велопробеге называлась «Дальше от дома – больше друзей», передав дух и принцип взаимоотношений людей того времени. Хотя в Прибалтике они уже почувствовали национальный холод отчуждения. И все-таки даже там им везло с людьми.

И еще. Порой менялись участники пробегов, появлялись новички, но бессменными оставались командир Александр Копылов и комиссар Юрий Колчин. Оба – люди дороги. Во всех смыслах.

Три велопробега запечатлены в отдельных внушительных фотоальбомах. В них фоторепортажи, десятки публикаций, появлявшихся по ходу в газетах разного уровня, в том числе и в «Комсомольской правде», а также путевые заметки, написанные самими участниками. Они оформлены с любовью и дотошностью, вниманием к деталям происходящего. И эта цепкость памяти, самодисциплина авторов в сложных походных условиях поражают не меньше, чем сами велопробеги. Каждый альбом – уникальный документ времени, наполненный солнцем, ветром, молодым энтузиазмом, светлой верой в дружбу, в людей и в Родину.

Р.S. Велопробегу до Байкала 35 лет. Александру Николаевичу Копылову в ту пору было всего-то 25. И тут вспоминается знаменитое лермонтовское: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…» И сами собой напрашиваются вопросы. А сегодня возможен такой условный пробег, хотя бы гипотетически? А найдется ли сегодня такой лидер-командир? Есть ли в городе люди с такой созидательной, долгоиграющей волей, готовые крутить педали к своему условному Байкалу? Способные собрать отряд единомышленников и достичь своей цели, своей мечты?

Копылов же был и остается человеком Пути: с выбором целей и огромной волей к преодолению крутых подъемов для их достижения.

Уважаемый Александр Николаевич, с юбилеем, многие лета!

Т. ИВАНОВА.