Учитель по призванию

Учитель по призванию

15.11.2020 Выкл. Автор Admin

«Света, а у Тамары Георгиевны ты была? Мы, её ученики, каждый год в гостях у неё бываем», – посоветовали мне, узнав, что я записываю воспоминания старожилов.

И вот моя встреча с Тамарой Георгиевной состоялась. Помнят жители Кальи её как учительницу. А вот что она ещё рассказала мне о своей жизни:

«Жила я в Ивановской области. Мне было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. В нашем селе Илья Высоково стали организовывать швейную мастерскую для пошива солдатам на фронт обмундирования и нижнего белья. Бросили клич, чтобы отозвались те, у кого были свои швейные машины. Мама моя, Татьяна Алексеевна Карсакова, до войны была портнихой, и у нас была ножная швейная машинка, поэтому я вызвалась заняться пошивом. Насобирали в посёлке 12 швейных машинок. Выделили нам помещение, которое освещалось лампами «молния», такими большими керосиновыми лампами, подвешиваемыми на потолке. Каждый день, с пяти часов утра до десяти часов вечера, до самого конца войны, я работала здесь для фронта. Нам из Иваново присылали уже раскроенные кальсоны и воротнички. Мы их шили, запечатывали и отсылали на фронт. Платили за этот пошив нам копейки.

Мама и мой старший брат во время войны работали на производстве льна. В поле лён собирали, семечки убирали, снопы привозили на лошадях на льнозавод. Там лён обрабатывали, отделяли волокно от тресты (льняной соломы). Волокно запечатывали и отправляли в Кинешму, а оттуда в Иваново на ткацкие фабрики. А потом эту ткань раскраивали и рассылали по сёлам шить обмундирование на фронт.

В нашем селе боёв не было, мы только слышали, когда бомбили город Горький. Жили мы в квартире от завода. Огорода или домашней скотины у нас не было. Мама воспитывала нас одна, без отца. Мы сильно голодали.

Когда война закончилась, мне 18 лет исполнилось, и я поступила учиться в Городецкое педучилище. Помощи ждать не от кого было, никто мне денег не давал, мама стала больной и глухой. Я мыла полы в двух классах, и на эти деньги первый год питалась. На втором курсе заболела брюшным тифом. Ни от кого не заразилась, просто потому что голодала, и у меня слабое здоровье было. Я месяц или полтора в больнице пролежала и учиться уже не могла, потому что слабою была, и денег не было. Меня взяли работать старшей вожатой в школу Илья-Высоково. Оттуда отправили учиться в Иваново, с сохранением заработной платы, на год, в школу переподготовки вожатых. Пока я там училась, стала донором, сдавала 4 раза по 400 граммов кровь для больных военного госпиталя. За кровь хорошо платили и обязательно после сдачи горячее питание сразу давали. Однажды солдат, которому мою кровь вливали, попросил врачей показать ему меня.

Хотел увидеть, от кого кровь получал. Мне было тогда 20 лет. Я к тому времени уже стала лучше одеваться, потому что зарплата была да ещё деньги за донорство. Сэкономила, платье себе купила, туфли. Привели меня к этому солдату, показали. Он литовцем был, весь израненный, посмотрел на меня и говорит: «Я поправлюсь, поедем со мной. У меня дом большой, я у родителей один сын…» А вскоре я узнала, что он всё-таки умер. Кровь моя его поддерживала, но сердце подвело.

После переподготовки меня отправили работать вожатой в среднюю школу Илья-Высоковского района.

Мне 23 года исполнилось, когда я встретилась со своим будущим мужем, Геннадием Васильевичем Зверевым, который был родом из Ивановской области. Он моложе меня на 5 лет, но уговорил меня выйти замуж. До сих пор моя любимая песня «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить…», муж всегда пел мне её на дни рождения. Мы поженились, я его 3 года из армии ждала, дочку Ларису родила. А когда вернулся, в деревне не захотел жить, а вместе с другом завербовался на Горьковскую ГЭС, поселился в общежитии. Устроился на ГЭС крановщиком, выгружал песок из Волги. Из деревни муж увёз нас с дочкой на грузовой машине в общежитие. А общежитие было мужское, и ютились мы в одной комнате с его другом и парнями. Пришла однажды комендант и оштрафовала нас. Но вскоре, на счастье, к нам зашёл вербовщик, он на Урал приглашал и говорил, что и квартира будет, и работа.

И мы завербовались. Приехали, нам в посёлке Третий Северный дали квартиру в двухэтажном деревянном многоквартирном доме. Муж пошёл работать в Бокситстрой. В Третьем Северном полгода пожили, в 1961 году у меня родился второй ребёнок – Серёжа. После меня приняли на работу старшей вожатой в новую трёхэтажную начальную кальинскую школу и дали неблагоустроенную квартиру в доме напротив школы. Оттуда я заочно поступила учиться в Нижний Тагил и работала уже учителем начальных классов.

Директором начальной школы была Зоя Ивановна Воропаева. Мы с ней были в хороших отношениях, потом они уехали отсюда. А после в начальной школе директора менялись. Запомнилось, директором была Диана Николаевна, хорошая женщина.

10 лет я трудилась старшей пионервожатой, и 28 лет – учителем. Всего у меня 38 лет педагогического стажа. Потом мне, как учителю уже, дали квартиру в новом шлакоблочном доме №9 на улице Октябрьской.

Когда в 1963 году сдавали новый клуб на Калье, мне предлагали работать в нём директором. А вот как вышло: в пионерский лагерь привезли мачту необтёсанную, некрасивую. Я возмутилась и сказала, что не приму, пока нормальную не привезут. Ушаков тогда был по хозяйственной части. Он заменил мачту и предложил директором нового клуба работать.

Я дома рассказала, а муж мне сказал: «Чего это? Прихожу с работы вечером, а ты вечером уходишь в дом культуры?» И не согласилась я.

О моей работе в школе рассказывать долго, да и мне уже тяжело в силу моих лет. А вот у меня есть брошюра, напечатанная в 1969 году Североуральским ГОРОНО».

Я привожу ниже выдержки из этой брошюры:

«Тамара Георгиевна Зверева начала педагогическую деятельность пионервожатой, затем стала учительницей. Учила и сама училась заочно. В 1-4 классах она работает 8 лет. Из них 6 лет не имеет второгодников. Когда Тамаре Георгиевне говорят что-нибудь хорошее о её работе, она скромно и совершенно искренне говорит: «Ничего особенного. Единственное моё достоинство – добросовестность».

И в самом деле, добросовестное, ответственное отношение к работе – наиболее характерная черта Тамары Георгиевны. Она заботится об успеваемости каждого своего воспитанника, тщательно готовится к урокам, умело их организует, применяет разнообразные виды и методы обучения. Уроки проводит интересно, иллюстрируя их наглядными пособиями. Изучаемый материал связывает с жизнью, трудом людей своей местности, трудом героического народа всей нашей страны.

Большое внимание уделяет Тамара Георгиевна работе со слабоуспевающими учащимися. Работа с ними ведётся систематически и на уроках, и на дополнительных занятиях. Неуспевающих и сейчас в 4 классе нет.

Тамара Георгиевна одна из первых стала работать по развивающему обучению, используя методы дифференциации. По каждой учебной теме появилось множество карточек к заданиям. Слабые получали карточки с менее трудными заданиями, сильные – повышенной трудности. Первой Тамара Георгиевна показала и умелое применение на уроках взаимного обучения. Началась работа в парах, где слабые учащиеся работали под наблюдением сильных. Результатом такого обучения стал общий рост качества знаний учащихся, повышение их интереса к учению, преодоление второгодничества.

Много внимания уделяется развитию логического мышления учащихся. Часто на её уроках можно слышать слова: «Как иначе?», «Почему?», «Давайте подумаем» и др. По русскому языку и арифметике подбираются упражнения творческого характера, которые заставляют учащихся думать, мыслить.

Уроки чтения Тамара Георгиевна использует для выработки у детей правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Её учащиеся отличаются красотой речи во всех проводимых мероприятиях и занимают первые призовые места.

На высоком уровне в классах Тамары Георгиевны проводится работа с октябрятами и пионерами. Она неоднократно делилась опытом своей работы с учителями школы, выступала с докладами на городских методических секциях. У учащихся воспитывает организаторские способности, приучает к самостоятельности. Поэтому учащиеся могут одни провести звеньевые сборы, конкурсы, приготовить альбом на любую тему. Например: «Как мы готовимся встретить юбилей вождя», «Лучшие тематические сочинения», «Они боролись за наше счастье», «Они славят родину трудом» и др.

Создание дружного, сознательного детского коллектива – основная задача, которая всегда стоит перед Зверевой. С первого класса она начинает заботливо прививать детям чувство коллективизма, активности, любви к труду, людям труда, к нашей великой Родине. На эти темы читаются сказки, проводятся беседы, просматриваются диафильмы, организуются встречи с производственниками, рассматриваются картины, отражающие работу коллектива, учащиеся привлекаются к выполнению общественных поручений. В классе создана агитбригада для выступления на производстве. Будучи третьеклассниками, они в первых классах проводили беседу «Октябрята-внучата Ильича». Учащиеся заложили сад в 12 квартале, принимали участие в озеленении 10 квартала.

Учительница ведёт большую общественную работу. Она секретарь парторганизации, член горкома Союза учителей, внештатный инспектор по воспитательной работе. Со всей ответственностью относится к порученному ей делу, глубоко вникает в него.

За успехи, достигнутые в обучении и воспитании учащихся, Тамара Георгиевна Зверева награждена ЦК ВЛКСМ значком «Лучшему пионерскому вожатому», Почётной грамотой ОБЛОНО и Обкома союза просвещения».

Светлана АДЕЕВА, краевед.