Театру экспериментальных форм «Марьин спев» – 40 лет!

Театру экспериментальных форм «Марьин спев» – 40 лет!

15.05.2020 Выкл. Автор Admin

Коллектив, который неоднократно становился лауреатом и брал гран-при на международных конкурсах – явление для Североуральска уникальное. «Марьин спев» – это симбиоз танца, театра, эксперимента, самобытности и в то же время применения в постановках новейших трендов хореографии.

Коллектив прошёл несколько стадий роста и поисков, прежде чем прийти к нынешней форме объединения. Но с самых первых дней образования (1980 г.), когда в Североуральске объявили набор в ансамбль русского народного танца «Рябинушка», это было творчество и искусство с большой буквы.

Да-да, именно с «Рябинушки» начался отсчет жизни театра. Руководитель и хореограф, Сергей Зотеев собрал мальчишек-подростков, большинство из которых мы могли бы назвать «трудными». Пожалуй, в самом начале 80-х вытащить мальчишек с улицы было легче, чем сегодня оторвать от компьютеров, но тоже требовало труда и силы личности. Харизмы и таланта Сергея Зотеева хватало, чтобы переключить интересы пацанов на творчество. Начались репетиции, выступления, гастроли, участие в конкурсах. Через год в коллектив влилась выпускница пермского колледжа искусства и культуры Марина Винокурова, которая взяла на себя семь младших групп.

До сих пор вспоминает случай, когда двое из старших ребят пришли на репетицию «под градусом»:

– После занятий (у нас так было принято в ансамбле) обычно садились в круг, подводили итог и отмечали, что удалось за занятие, что не очень. На той репетиции С.Зотеев сказал двум пацанам слова, перевернувшие их жизни: за их проступок он решил исключить их из ансамбля. Наказание было таким жёстким, что парни клятвенно пообещали, что такого больше никогда не повторится, уговорили оставить их. Слово сдержали, завязав с вредными привычками!

В таком творческом тандеме руководители проработали до начала 90-х годов. Вынашивали идею создания хореографической школы в городе по типу музыкальной или художественной. Идея, к сожалению, не воплотилась. Стало ясно, что такой школы в Североуральске не будет. Сергей Зотеев не остановился в своих мечтах, дав жизнь новому детищу: Муниципальному театру современного танца «Бенефис» (1993г), куда ушли старшие артисты тогда уже Народного хореографического ансамбля «Рябинушка» (в 1985 году «Рябинушка» одним из первых защитил звание «Народный коллектив» и был единственным в городе коллективом со званием).

Тогда же родилась группа «Марьин спев», в составе которой были ученики, уже выращенные и выученные Мариной Винокуровой. Предстояла большая творческая жизнь.

Марина Ивановна ещё в «Рябинушке» старалась отойти от строгих канонов русского танца, придумывала какие-то новые фишки. Например, в танце «Арагонская хота» использовали бочку. Танцы на бочке, использование стульев, роликовых коньков, лоскутов, веревок или других предметов делали постановки похожими на театр.

– Нам чаще стали говорить, что мы выросли из своего имени, говорит Марина Ивановна, – с 2000 года «Рябинушка» меняет имя и становится Народным театром танца «Марьин спев».

В начале 90-х Екатеринбург стал флагманом в России по зарождению направления «современная хореография» (contemporary dance, модерн). Основателем такой школы был Лев Шульман. Он приглашал профессиональных зарубежных хореографов, балетмейстеров, исполнителей и обучал русских хореографов современному танцу. Несколько лет М.Винокурова ездила в Екатеринбург, проводя месяцы на уроках и мастер-классах. Новые формы прижились. В постановках появился некий синтез русского танца с современной хореографией (направление – неофолк).

Именно этого свежего дыхания требовало время, требовали души артистов, с удовольствием и восторгом принимали зрители. На многочисленных статусных конкурсах североуральцам не было равных. Первые места, денежные премии, гран-при – и танцорам, и за работу хореографа-постановщика и балетмейстера М.Винокуровой. Золотая Нефертити и первая внушительная денежная премия 27 000 тысяч рублей была получена на Евроазиатском конкурсе балетмейстеров (2000г.), тогда самым сильным в России, а «Российская газета» писала, что «… лучше всех в России ставят для детей хореографы Марина Винокурова, Североуральск, и Наталья Лысцова, Екатеринбург»)

Нынешние руководители «Марьиного спева» – Марина Ивановна и режиссер тетра Марина Стародубова вспоминают атмосферу, в которой творили и росли тогда дети вместе с учителями. Выезжали в соседние города, поселки, ставили номера, спектакли, были свободны в полёте самовыражения с помощью искусства танца, пластики и театрального мастерства. Большим поклонником творчества «Рябинушки» был директор ДК В.Фесеенко – добывал ткани, оплачивал пошив костюмов, ездил вместе с артистами на гастроли, был ведущим отчетных концертов ансамбля.

Неоценимую поддержку в продвижении театра оказывала начальник управления культуры города Надежда Репина.

– При её поддержке в 2008 году мы были первым из коллективов, кто получил областной грант на развитие театра в 300 тысяч рублей, – вспоминает М.Винокурова. – С её подачи в театре были созданы номера, которые до сих пор имеют цену: «Военные письма», «Русская пляска», прологи. Надежда Николаевна считала наш коллектив лицом города, гордилась нами, у нас неоднократно были встречи с губернатором Э.Росселем на высшем уровне, губернаторские елки – все это её заслуга.

В 2013 году – новый рубеж. Театр танца становится театром экспериментальных форм. То, что сегодня мы видим на сцене, Театр, и он в полной мере отражает трансформацию: выступления артистов  не просто красота пластики и отточенности движений, это глубина мысли, проживание состояния, актёрская подача роли, это продуманная сценография и работа с предметами.

Ученики разлетаются и добиваются успехов в творчестве: актёр питерского театра Николай Краснопёров, педагог-хореограф Миасского колледжа искусства и культуры Наталья Касьянова, руководитель коллектива «Импульс» (Екатеринбург) Наталья Билалова, художественный руководитель Центра культуры «Сибирь», (г. Советский, Ханты-Мансийский автономный округ) Вячеслав Казанцев, хореограф (г. Челябинск) Татьяна Кулагина и т.д.

Отчего зависит успех того или иного творческого объединения? Если это детский или молодёжный коллектив, то, пожалуй, львиная доля результатов лежит на плечах руководителя. Быть самому талантливым человеком и уметь взрастить в учениках ростки их собственных талантов, дать благодатную почву для развития, показать, научить – всё это под силу Марине Ивановне. Кроме того, дети, занимающиеся в театре, и их родители отмечают, что для каждого она становится ориентиром, другом и учителем на всю жизнь. Каждый ребёнок чувствует персональное внимание, учится понимать и ценить свою индивидуальность, и с пониманием относиться к индивидуальности других людей. Чего стоит традиция поздравлять каждого артиста театра с днем рождения, придумывая оригинальные поздравления, собираться всем вместе в эти дни и говорить друг другу добрые слова!

Проводят досуг вместе и другими традиционными способами – велопробеги в рамках проекта «Знай свой город», выезжают на природу, исследуя окрестности. А начало было положено в 80-х годах походами на велосипедах. Добирались на колесах даже до Челябинска!

Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед – девиз театра. Однажды профессор, декан института культуры Перми, председатель жюри фестиваля «Класс», Владислав Иванов настоял на получении Мариной Винокуровой высшего образования. Так в 2001 году, в 42 года, она поступила в вуз. Учиться было легко, уже имелся большой опыт работы по профессии. В 2006 году окончила Пермский институт искусства и культуры.

В декабре 2019 года, пройдя кастинг кандидатов, Марина Ивановна попала на уникальные курсы в московский Центр драматургии и режиссуры к режиссёру Владимиру Панкову. Эта была лаборатория «Акустическая читка» – совместный проект Лаборатории будущего театра ГИТИСа с Центром драматургии и режиссуры и студией SounDrama, целью которой стало изучение новых форм музыкального и драматического театра, а также новых способов взаимодействия режиссеров, композиторов и хореографов. Во время лаборатории «Акустическая читка» участники объединялись в группы (режиссер, его помощник, композитор, хореограф, музыканты, артисты, танцоры) и создавали спектакли. Группа М.Винокуровой ставила пушкинскую «Метель» из «Повестей Белкина». По словам Марины Ивановны, это был непередаваемый глоток новых идей, креатива, намёток на будущие шедевры, которые взойдут на североуральской почве!

Ждём новых открытий! Желаем театру долгих плодотворных лет, рождения новых шедевров и новых звёздочек!

Татьяна БУБЁНОВА. Фото из архива М.Винокуровой.