Спасибо за урок, учитель

Спасибо за урок, учитель

21.10.2019 0 Автор Admin

Накануне Дня учителя, который отмечается в первых числах октября, много говорят и пишут об учителях, осыпают их словами благодарности.

И это правильно. Но день учителя, мне кажется, не один день, а 365 дней в году, потому что настоящий приверженец этой профессии не знает ни выходных, ни отпускных – он ведь учитель. С таким педагогом – Алевтиной Владимировной Сорокиной, преподавателем русского языка и литературы Североуральского политехникума – состоялся наш разговор накануне её 70-летия.

Родом она из Кирова, а в наших краях оказалась в 1952 году, когда её родители приехали в Североуральск по вербовке в шахты. Сорокины поселились в шахтерском поселке Третий Северный. Родной для Алевтины стала школа № 15, где, ещё будучи десятиклассницей, она стала работать старшей пионервожатой. «Тогда директором был Павел Антонович Полятыкин, я всё его с Чеховым путала Антоном Павловичем,  смеётся, вспоминая юные годы, наша героиня. – Павел Антонович уговорил меня тогда, сказал, что у меня хорошо получается, давай, мол, оставайся, поступай в институт и продолжай здесь работать». И осталась, и работала в родной школе тринадцать лет. «Школа открыла мне путь в педагогику», – утверждает Алевтина Владимировна.

Она с благодарностью вспоминает своих наставников, учителей, которые сыграли большую роль в её учительской судьбе:

– Людмила Михайловна Дударенкова – очень талантливый человек. Она работала директором в Доме пионеров и собрала прекрасную команду пионервожатых. Вместе с ней трудилась методистом Валентина Васильевна Данилкина. Вожатская работа была очень интересной. Мы организовывали походы, пионерские костры, открытые сборы различной тематики. Соревнования среди пионеров проходили по направлениям: «Учиться на совесть!», «Лучшее звено», «Лучший пионерский отряд», «Лучшая пионерская организация». Между классами шла интересная работа. В то время было очень развито тимуровское движение, и мы, создавая тимуровские отряды в каждом классе, ходили по частному сектору, звездочки ветеранам на ворота вывешивали, чтобы внимание привлекать, вскапывали огороды, носили воду, общались вечером за чаем.

Вспоминает Алевтина Владимировна, как вместе с руководителем дворового клуба Александрой Семёновной Верченко однажды собрали 13 самых трудных, хулиганистых мальчишек и повезла их в город-герой Ленинград на экскурсию. Рассказывает, как побывали они тогда на Пискарёвском кладбище и какое впечатление на ребят произвела эта поездка. Цель была отвлечь их от пагубных поступков и остановить преступность в поселке.

– Мне очень везло: меня всегда окружали умные и талантливые люди. В 15-й школе была организатором Зинаида Михайловна Кудашева. Какие прекрасные мы с ней проводили комсомольские собрания в школе. А в День пионерии 19 мая на площади праздник всегда устраивали под барабанную дробь, под вынос знамени. Это всё было так торжественно, интересно. Людмила Васильевна Ищенко, бывший секретарь комсомольской организации Североуральска, тоже потом работала у нас организатором, она внесла свою страницу в развитие комсомольской жизни школы. Вот эти две дамы сыграли огромною роль в моем становлении как педагога-вожатого.

В 1982 году А.Сорокину перевели в школу-интернат «для улучшения воспитательной работы», и там она проработала 32 года. За это время в интернате сменилось десять директоров, и со всеми она находила общий язык. С особенной теплотой она вспоминает Валентину Викторовну Ильиных: «Она была прекрасным директором. Никаких проблем с детьми не было. Коллектив у нас при ней был серьезный, работоспособный». Помнит Эрику Карловну Котенкову, которая наладила хозяйственную деятельность в интернате, и он стал меняться на глазах: «Рабочий день её всегда начинался с улыбки и с разговора с детьми: Как прошла ночь? Не заболел ли кто?»

Помнит Розу Григорьевну Соколкину, которая вела уроки пения. Тогда дети из интерната побеждали и в городских смотрах, и в областных. Она умела находить подход к любому ребенку. И нащупывала в нём ту маленькую искорку, которую потом и развивала. Многие вспоминают её с большой теплотой.

Работа с детьми – это самое интересное, – продолжает свой рассказ Алевтина Владимировна. – Дети как дети, есть хорошие, есть трудные. У меня всегда было классное руководство, мне отдавали трудные классы, и доводила их до выпуска. Многие до сих пор пишут, звонят, приезжают. Я люблю детей. И эта любовь помогает мне находить точки соприкосновения со всеми. Дети все одинаковые, надо уметь находить в них ту струну, которую можно задеть, и зазвучит она по-особому. Я со всеми дружу. Все хулиганы при встрече обнимают, целуют, – улыбается рассказчица.

Пять лет назад Алевтина Владимировна пришла работать в Североуральский политехникум. В прошлом году отметила 50 лет своей педагогической деятельности, и вот в сентябре – юбилей, 70 лет, звёздный возраст.

70 лет – это не предел ни творчеству, ни работе, ни поиску. И удивляться, и удивлять окружающих надо, и не останавливаться. Работа – это движение, это постоянное развитие ума, своих способностей и возможностей, а движение – это жизнь, которая должна продолжаться, несмотря на разные жизненные ситуации. Я оптимист. Сколько всего было, но никто меня не видел плачущей, я всегда улыбалась. И на работе тоже.

В педагогическом труде главное – это любовь к детям, потому что не любить детей учителю нельзя, иначе не получится работы. В каждом ребенке есть что-то такое, что в нем не смогли рассмотреть близкие, родные, а учитель сможет и поможет реализоваться этому таланту. Ещё в учительстве важно терпение, в работе не унывать, уметь расслабляться. Учитель – это высокое звание! – считает наша героиня. – Когда рождается уважение к педагогу? Когда он сам способен отдавать частицу себя детям. Если ты живешь работой, живешь детьми, открываешь что-то новое, видишь перспективу – тогда ты учитель. Учителю не свойственно останавливаться. Ему свойственно идти вперед. Самая высокая похвала для учителя – это слова его ученика: «Спасибо за урок. Я сегодня все понял».

Полина Логиш. Фото из архива музея Североуральского политехникума.