Путешествие на рубеж . Продолжение

22.11.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r

bryjt9prsikПочти каждый хоть что-то слышал про архипелаг на Ладоге. Хотя бы потому, что в мужской монастырь приезжали известные художники и писатели, цари и президенты.
Каждое утро волонтеры получали задание. За две недели на Острове я успел поработать на уборке свеклы, моркови, перебрать картофель и отвезти мелочь на ферму, собрать  камни на только что вспаханном поле, наколоть пару кубов дров, перекидать битый кирпич, нагрузить и разгрузить несколько тонн 30-килограммовых  мешков со специальной смесью под названием «жидкий пол», набросать полутораметровые бревна, оставленные на лесной делянке, в тракторную тележку, натаскать охапки наколотых дров от дровяника к печкам, сжечь порубочные остатки…
img_0647-2В один прекрасный день мы так быстро расправились с заданием, что нам досталось несколько свободных часов до ужина. Я со своим напарником Николаем бодро зашагал по ближайшей дороге в неизвестность. Своих намерений расширить границы увиденного мы не скрывали, и за нами потянулась цепочка волонтеров.  Большинство уже усвоило, что дореволюционные воспоминания Ивана Шмелева не устарели и по-прежнему:
– Куда ни пойдешь на Валааме – повсюду встретишь, совсем неожиданно, крест гранитный или часовню. Зайдешь далеко в лес. Дорога неведомо куда уходит. Впереди лес густой, камень-глыбы. Забываешь, где ты… и вдруг на повороте, под широкой елью, как под шатром, – часовня. А кругом первобытный лес. Хорошо здесь сидеть, подумать. Воистину, тишина святая… И веришь, знаешь, что все это – Господне: и повалившаяся ель мшистая, и белка, и брусника, и порхающая в чаще бабочка. И рождается радостная мысль-надежда: «если бы так все было, везде, везде… никаких бы «вопросов» не было… И что все, что ты знаешь – это так ничтожно перед тайной жизни, которая вот раскроется чудесно… которую знают духом отшельники по скитам, подвижники, тяготеющиеся земным».
img_0561Дорога вела нас мимо часовни во имя Ксении Петербургской, по Владимировскому мосту, мимо поклонного каменного креста высотой в два человеческих роста к Всесвятскому скиту и дальше, к храму Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь, на берегу Ладоги, к нам вышел монах, отворил дверь храма: «Молитесь, только обувь снимите».  Монах рассказывал, что храм освящен в 1917 году и это последний храм, построенный в царской России. В нем молятся поименно, молятся, называя вслух тысячи имен воинов, павших за Россию во время Отечественной войны 1812 года… Раскрылась ли и мне, и другим остальным «тайна жизни» – не скажу. Многие из нас вчитывались в надпись на стене храма, написанную на старославянском: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» – и не все смогли одолеть непривычное начертание букв. Но обращение друг к другу: «Брат, сестра» становилось все более привычным.
Книгу Ивана Шмелева «Старый Валаам» я купил тут, на острове, в церковной лавке. И в последние дни путешествия попросил автограф серовчанина  Дмитрия Бобылева. На второй, изначально чистой странице обложки, появилось: «Шершавая старость сосны… Иголки падают парами, Чтобы за утренним паром им Не потерять друг друга, Если ветка с испуга Их стряхнет со спины».  Да, Дмитрий – поэт. Вначале я об этом не знал, но Диму приметил сразу. На станции «Парнас» его провожала девушка не очень приметная с первого взгляда. Всех пригласили в автобус, и Дима сел на свободное место с Наташей, но чуть спиной к ней и вполоборота ко всему автобусу, не сводя глаз с девушки. Автобус все не двигался, и они все не отрывали глаз друг от друга…
Второй раз я обратил внимание на Дмитрия, когда шел из трапезной в келью обогреться и просушиться между утренним и дневным послушанием.  Он рисовал на пронизывающем ветру. «Не холодно, – ответил он на мой вопрос. – А если надеть две куртки, два свитера и две футболки, то даже тепло». Дима, проучившись три года в «художке», не закончил ее. Задолжал сорок рисунков, было скучно над ними работать.  Теперь вот сидит, делает наброски. «Наверное, Валаам меня вытянул, чтобы рисовать», – предполагает Дмитрий.
img_0545Он очутился здесь, после того как его друг поделился своими впечатлениями от поездки на Остров. Уже через месяц Дмитрий сам поднимался по трапу «Святителя Николая». «Быть туристом скучно, – говорит он. – Потому что ты остаешься в той же самой жизни, меняя декорации. А тут проживается еще одна жизнь. Пусть недолго, зато без лишних сборов. Это будет вспоминаться и через месяц, и через долгие годы».
А потом был вечер поэзии, и Дмитрий рассказал о себе. Оказывается, в 2012 году он окончил филологический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, в 2014 – там же магистратуру с отличием. Как поэт и прозаик имеет множество публикаций в различных периодических изданиях. Был призером многих поэтических конкурсов, является автором трех поэтических сборников. Имеет опыт журналиста. Снимается в кино. И великолепно читает свои стихи. В чердачном холоде третьего этажа работного дома мы кутались в куртки, грелись горячим чаем и слушали, слушали…
Не знаю, написал ли Дима что-нибудь на Валааме, наверное, трудно одновременно рисовать и писать. Но там, в Питере, его ждала подруга, и рождались новые строчки проникновенной и такой женской поэзии. Через две недели она его встретила. Там же, на метро «Парнас». И мы (с Ярославой и Серафимом), и они еще какое-то время шли вместе, делали пересадки… Я даже ляпнул – «Ваш Дима классный». Она ответила коротко: «Да, я знаю». И надо было слышать, как она это сказала, очень спокойно и очень уверенно.

Стихи, конечно ее, Екатерины Коновальчик:
Я же сама его от себя веду,
Ставлю флажки на карте от точки к точке.
Так и стучит – не накличь, мол, себе беду –
Так отведешь однажды, что не вернется.
Так и стучит – и громче, и все сильней.
Я же опять ставлю флажки на карте.
Мыслю – останься, а говорю тебе –
Мол, уезжай, легких шагов на старте.
И говорю, и говорю опять –
Будто гоню прочь, и все дальше, дальше.  
Нет бы – вцепиться намертво и держать.
Только насильно счастье не удержать же.
Так уезжай, снова, скорей, скорей –
Чтобы в глазах ни горечи, ни печали.
Я не умею сказать, чтоб не уезжали.
Да и – зачем?

Михаил СЕКЕРИН.
Фото автора.