Психология успешной учебы

Психология успешной учебы

09.02.2021 Выкл. Автор Admin

В октябре специалисты «Острова» совместно со школьными психологами образовательных учреждений №№ 9, 11 и 14 (Калья) провели диагностику 240 первоклассников и 198 пятиклассников, перешедших в среднее звено.

Для ребят – это непростой этап в жизни, поэтому важно было определить проблемные точки, чтобы родители и учителя знали, как помочь детям преодолеть трудности.

Сначала с результатами диагностики познакомили педагогов. В декабре прошла встреча с кальинскими учителями, а в конце января психологи Анна Глазкова и Анна Трушина провели семинар для городских школ, на котором поделились итогами исследования и рассказали о причинах детских проблем.

Руководитель отделения ранней помощи Анна Трушина подчеркнула, что предпосылки школьных достижений и неудач закладываются с первых дней жизни ребенка. Так, например, при кормлении развивается усидчивость, концентрация внимания и контролировать движения своего тела. Замечено, если дитя до трех лет не научилось самостоятельно кушать, а мама и бабушка бегают за ним, уговаривая съесть ложечку, то позже ребенку будет сложно высидеть урок и усваивать материал. А если в подготовительной группе малыш не может самостоятельно и застегнуть пуговки, то почти гарантированы трудности при обучении письму.

– Поэтому если заметили проблемы – милости просим к нам. У нас открыто отделение ранней помощи, где мы консультируем родителей малышей в возрасте от двух месяцев до четырех лет, – напомнила Анна Трушина.

Педагог-психолог Анна Глазкова рассказала учителям о факторах риска, неблагоприятно влияющих на развитие дошкольников. Это не пережитый кризис трехлетнего возраста (когда ребенок настаивает на своем, часто закатывая истерику, валяясь на полу), нарушение физического и функционального развития, общение с гаджетом, дефицит игровой деятельности и дворовой активности, занятость родителей, конфликты и насилие в семье, гиперопека или недостаток внимания.

Анна Владимировна особо подчеркнула, что родители, позволяющие играть с гаджетами, на самом деле либо ленятся заниматься со своими детьми, либо не понимают, что электронные игрушки не способствуют общему развитию. В результате к семи годам ребенок теряет 12 месяцев своей жизни впустую, если тратит по 20 минут в день на «общение» с телефонами, планшетами или компьютерами.

К счастью, родители нынешних первоклассников, видимо, более сознательные. Диагностика показала, что практически все дети хотели в школу. 51% шёл за знаниями, 23% – за хорошими отметками, остальные хотели стать старше, почувствовать себя в новой роли и… поиграть. Правда, не наигравшихся детей нынче было гораздо меньше по сравнению с прошлым учебным годом (4% против 22%). Психологи объясняют это тем, что из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, родители прошлой весной и летом провели больше времени дома и, видимо, занимались с детьми.

Неплохое интуитивное мышление (умение выделять суть, главное) показали 87% первоклашек, хорошую кратковременную речевую память – 78%, уверенность в себе и своих силах – 74%.

Однако 26% первашей все же нуждаются в поддержке взрослых, а 29% склонны к замещающей деятельности – когда ребенок ищет занятия, в которых чувствует себя успешным.

У пятиклассников картина другая. Благоприятный психологический климат в классе ощущают 65%, безразличный – 32%, плохой – 3%. Очень высокая мотивация к учебе у 18%, высокая – у 40%, средняя – у 26%, сниженная – у 13%, низкая – у 3%. Причем у 1% сохраняется игровая мотивация к учебе, что нехарактерно для этого возраста.

Авторитет взрослых для ребят снижается, а доверие к мнению друзей растет, хотя установки товарищей могут противоречить морали, появляется склонность к самоанализу и самооценке.

Психофизиологические изменения в организме приводят к утомляемости и снижению внимания, а также к быстрой смене состояния – от активности до заторможенности и желания поспать. Также у детей в этом возрасте начинается гормональная перестройка и половое созревание, отражающиеся на самочувствии и учебе, что совершенно непонятно мамам с папами, которые этот процесс переживали в 14-16 лет.

В феврале проведут диагностику ребят из детсадов на готовность к школе, а весной выяснят ценностный багаж учеников 9 и 11 классов. Такая работа позволит выявить тенденции развития детей в Североуральском городском округе в целом.

Светлана ЕРМОЛОВА, фото автора.