Провал

19.11.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r

sam_6045В 2002-2003 гг. Рудник Открытой добычи «СУБРа» отрабатывал в Ивдельском районе бокситовые карьеры №14, №15. Они расположены недалеко от речки Лаксия. В то время я работал горным мастером на этом предприятии и хорошо знал эти места.
Через 10 лет летом 2013 г. снова побывал здесь. Обстановка за минувшие годы изменилась: тут хозяйничали уже другие – старатели ООО «Золотой Урал». Они протянули к карьеру №14 ЛЭП-6 кв, водовод, установили на породном отвале промывочный лоток – «мойку». Привозили сюда самосвалами золотоносный песок, промывали его, а грязную воду сбрасывали в отработанный карьер №14.
В день моего приезда эта «мойка» не работала. Из вагончика вышли двое сторожей таджикской национальности, плохо говорящие по-русски, да еще беспородная собака, которая почему-то не лаяла на меня, а виляла хвостом. Из разговора с мужчинами узнал, что песок сюда привозят из речки, которая в 5 км, но «мойка» стоит уже два дня без работы. Почему не возят сегодня и не промывают песок, они не знали. И, вообще, они тут ничего не знают: ни названия предприятия,   ни фамилии начальников. Впоследствии выяснил, что тут работает ООО «Золотой Урал».
От карьера №15 по автодороге я спустился  к речке Лаксия. Старатели на берегу установили насос, чтобы по трубопроводу подавать воду к «мойке». Для того, чтобы качать воду, надо поднять в речке уровень воды – сделать пруд. И они его сделали варварским методом: натолкали бульдозером грунт на концы труб и перекрыли через них сброс воды.
В 80х годах мне довелось участвовать в строительстве этой дороги, поэтому обстановка в этом месте была знакома. Когда эта автодорога была «СУБРовской», мы следили за пропуском воды. Перед паводковыми водами бурили и взрывали возле труб лед, чтобы не было ледяных заторов. Очищали это место от всякого древесного хлама, чтобы вода беспрепятственно текла по трубам. А тут старатели взяли и завалили концы труб грунтом, чтобы поднять в речке уровень воды. Но насыпь автодороги – это не дамба для перекрытия речки. Дамбы строятся по другим технологиям и другим проектам. Вода через насыпь автодороги рано или поздно прорвется. Учинили новые хозяева этой территории и другие безобразия.
 Известил об этом власти, чтобы приняли меры.
В октябре 2016 г. я снова побывал в этом районе возле карьера №15. Старатели отсюда ушли: нет там уже ни «мойки», ни водовода с насосом. Все демонтировали и увезли в другое место. Как говорится – их и след простыл.
Но концы труб на автодороге через Лаксию так и завалены грунтом и уровень воды в этой запруде до сих пор высокий. Это не прошло бесследно. На автодороге, пересекающей речку, случился провал. Провалился грунт на глубину 6 м. в объеме 50-60 м3. Причина провала объяснима: вода из-за перекрытия труб просочилась через насыпь дороги, образовалась полость, и в какой-то момент грунт с насыпи обвалился в нее.
Мне приходилось в карьерах заниматься заколами и обрушениями бортов.  Осмотрел эту яму со всех сторон. Это – свежий провал, дождями не обмытый. Часть проезжей части автодороги сохранилась. Пока сохранилась. Но проезжать, да и проходить, тут уже опасно. Все может обвалиться в любой момент.
В голову приходят невеселые мысли. Да что же это такое у нас творится? Где побывали «золотари» на Северном Урале, там везде после себя оставляют лунный ландшафт, провалы и экологические проблемы. И управы на них никакой нет.
В верховьях Ваграна сбрасывают ежегодно грязную воду в речку. Но никто не хочет признать и привлечь экологических нарушителей к ответу. Рассказывают нам сказки, что это, наверное, пришел лесовоз и замутил речку. А, может, медведь там искупался и замутил ее?
А фактические загрязнители Ваграна остаются безнаказанными. И все это повторяется из года в год.
И тут, в Ивдельском районе – то же самое. При слове «золотари» проверяющие органы автоматически становятся их адвокатами. Это не пустые слова и эмоции.
Судите сами.
О тех безобразиях, которые учинили «старатели»
ООО «Золотой Урал» в Ивдельском районе в 2003г. я сообщил властям и просил разобраться и провести там проверку. Все факты были видимые – иди и смотри.
Мое письмо чиновники разных уровней долго пересылали друг другу с отписками, что это не их дело, и они не должны этим заниматься. Наконец, оно попало к тем, кто уже точно должен был с этим разобраться – в «Департамент по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу».
Они мне сообщают в письме, что нарушение Вами было обнаружено 23.07.2013 г., а материалы обращения поступили в Департамент 13.11.2013г. Прошло более двух месяцев, и по закону они не имеют права их проверять и выносить решение. Плановая проверка предприятия ООО «Золотой Урал» по закону может быть проведена не ранее, чем 03.05.2015г.
Вот так. Чиновники перепихивали это дело друг на друга, «тянули резину» и дотянули до того, что они не могут принимать решение – закон не позволяет.
Вы что думаете, что эти «охранники» уральских недр и природы провели проверку там после 03.05.2015 года, когда по закону они могли ее провести.
Увы… Никто ничего не проверял. Даже тогда, когда в сентябре 2016г. к чиновникам снова попало мое обращение, из этой организации мне пришел ответ:
«Департамент на факты, изложенные в обращении, Вам дал ответ в 2013г.»
Все. Приехали…
Этот случай с провалом автодороги у реки Лаксия наглядно свидетельствует о провальной работе контролирующих органов. Плохо работают.
Факты? Да сколько угодно, маленьких и больших. Они все на виду.
Зайдите подальше в лес и увидите,  что «черные» лесорубы берут деловую древесину хвойных деревьев, а вершины и сучки оставляют гнить на месте вырубок.
Не реагируют и на расхищение недр. Три года назад возле Ивдельского карьера №15 старатели раскопали низкокачественный боксит и отсыпали им дороги для собственных нужд. Так эти закопушки и стояли три года и зарастали травой. Но после моего письма было «реагирование на местах»: в октябре этого года срочно засыпали эти раскопки старателей. И спрятали концы в воду.
Все познается в сравнении. В советское время система контроля работала лучше, эффективнее. А сейчас чиновники попрятались за законы – оправдания их бездеятельности и ничего делать не хотят.
И все-таки провал на дороге у Лаксии – это реальная опасность. Может попасть туда машина и погибнуть люди. Рядом с этой ямой тоже опасно проезжать транспорту – в любой момент может рухнуть оставшаяся часть автодороги. Надо было сообщить об этом, чтобы перекрыть там проезд и оградить зону провала. Но кому? После ухода «СУБРа» из Ивдельского района она стала «ничейная». Но по ней ездят строители, лесорубы, грибники, ягодники, охотники и просто отдыхающие на природе люди.
Знаю, как неповоротливы чиновники, но все-таки решил добиться ограждения этого опасного места на дороге. Вкраце расскажу об этих хлопотах.
 В первый день удалось дозвониться до ЕДДС – Единой дежурно-диспетчерской службы Ивделя. Они звонок зафиксировали, но никаких мер по ограждению провала не принимали. Почему? Дорожники мотивировали, что «это – не их дело». На второй день звоню в администрацию Ивделя. Там выслушали информацию о провале, но приехать в этот день туда не смогли – не было транспорта. На третий день от заведующей отделом ЖКХ, транспорта, связи и энергетики Н.Соловьевой узнал, что специалисты туда выезжали, все сфотографировали. Провал пока не огражден. Сейчас в администрации будут решать эту проблему с провалом. Привлекут работников ГИБДД к решению вопроса. Нашли там, у провала, связку ключей.
-Не вы их там потеряли?
-Нет, я там ключи не терял. Да и ключи – пустяк. Лишь бы хозяин ключей не потерялся.
Ю.Якимов.
Фото автора.