Пока «кастрюлька» ещё маленькая…

23.12.2018 Выкл. Автор Admin

13 декабря в центре психолого-педагогической помощи «Остров» прошло очередное занятие «Школы для родителей», на котором обсуждались причины агрессивности детей и их негативного поведения.

Встречу для родителей в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений провели педагоги-психологи высшей категории Анна Трушина и Анна Глазкова. Они рассказали, что причины агрессивности ребенка могут быть разными: медицинскими, наследственными и психолого-педагогическими.

При поражении нервной системы или головного мозга нужно лечить основное заболевание и одновременно корректировать поведение совместными усилиями с психологами. Также реакция ребенка на окружающий мир зависит от типа нервной деятельности и характера, но тоже поддается коррекции при условии, что родители не совершают ошибок в процессе воспитания. Но вот этого-то как раз никто гарантировать не может.

 

Одна из самых серьезных психологических причин агрессивного поведения детей – неприятие ребенка собственными родителями. Малыш это чувствует и старается всеми силами доказать маме с папой, а заодно и всем окружающим, что имеет право на жизнь и любовь. Но поскольку маленький человечек не ощущает себя в безопасности, у него нет базового доверия к миру, то и способы достучаться до взрослых он выбирает, на первый взгляд, странные, направляя агрессию на окружающих или на себя.

Также негативно на воспитании ребенка отражаются плохие отношения между мамой и папой. В таких случаях дети часто стараются извлечь для себя какую-то пользу, превращаясь в агрессивных манипуляторов.

При гиперопеке и авторитарном воспитании (особенно, когда в семье нет отца) результат тоже не лучше: ребенок копит в себе напряжение, которое выливается потом в агрессию – или в отношении себя, или в отношении других. Мальчишки из таких семей обычно вырастают подкаблучниками или домашними деспотами.

Но что же делать, если ребенок проявляет агрессию?

Анна Трушина и Анна Глазкова советуют чаще общаться со своим ребенком, чтобы вовремя заметить негативные тенденции, искать их причины, корректировать свое поведение и свои воспитательные действия. Без этого родители вряд ли добьются успеха.

Особое внимание педагоги-психологи обратили на досуг современных детей (большую часть которого, как известно, составляет игра). Если свободное время подрастающего поколения организовано неправильно, то это одна из предпосылок развития агрессии.

Небольшой опрос в североуральских детских садах показал, что малыши играют не только в традиционные дочки-матери, продавцов-покупателей, врачей и пациентов, но и в пьяного папу, полицейских и бандитов, зомби, вампиров и монстров. А самый востребованный праздник в Северном управленческом округе, который чаще всего заказывают фирмам-устроителям, оказывается, – Хэллоуин, ведущий свое начало от кельтской традиции чествовать злых духов, и на самом деле чуждый нашему народу.

А ведь в игре ребенок познает мир, примеряет на себя роли будущей взрослой жизни. В девочках пробуждается материнский инстинкт (когда куклу нужно одеть, накормить, уложить спать), в мальчиках воспитывается защитник и воин (когда он играет с оружием, но при этом защищает семью, страну от злых захватчиков – на этом взрослые должны акцентировать его внимание).

Конечно, можно сетовать, что производители предлагают сейчас игрушки, которые искажают мировоззрение и базовые ценности у детей. Полки магазинов ломятся от всяческих монстров, которых невозможно любить, и уж тем более непонятно, как с ними играть во что-то доброе. А можно просто не покупать такие товары, поискать что-нибудь более симпатичное и полезное. Ведь именно от нас, взрослых, зависит, чем и как играют наши дети, и какие качества формируются у них в процессе этой деятельности. И если мы сами даем им в руки оружие, то нечего удивляться, когда они направляют его против нас.

К слову, игрушки с мерцающими огоньками, бесконечными песенками, музыкой или кричалками противопоказаны детям с поражениями центральной нервной системы или головного мозга. Не говоря уж о том, что такие забавы действуют на нервы всем окружающим.

Еще одна проблема – вирус цифрового слабоумия, который распространяется среди детей огромными темпами. Сегодня молодые родители и бабушки с дедушками стараются пораньше усадить ребенка за компьютер, планшет или телефон, думая, что малыш так лучше развивается. И умиляются, видя, как ловко маленькие пальчики бегают по клавиатуре.

Однако психологи предупреждают: экранная речь – мертвая. Ничто не заменит ребенку живого общения. Не случайно сегодня так много обращений к логопедам.

Когда ребенок не играет со сверстниками, мало разговаривает с родителями и не участвует в совместных делах (от уборки комнаты до рисования и лепки), проводя большую часть времени у монитора или экрана телевизора, прекращается развитие участков мозга, отвечающих за принятие решения, самоконтроль и формирование речи.

А различные компьютерные «стрелялки» стирают в сознании ребенка порог дозволенности. И если раньше дети дрались до первой крови или до тех пор, пока кто-то не упадет, то сейчас на этом не останавливаются.

Интересно, что первые компьютерные игры были разработаны в Америке для солдат, вернувшихся с вьетнамской войны, чтобы дать возможность выплеснуть агрессию в виртуальном мире. «Но зачем же мы то же самое даем своим детям?» – спрашивают психологи. И ответы, что сейчас так принято, не принимают. Ведь родители попросту снимают с себя ответственность и боятся признаться в собственном равнодушии и лени. Очень удобно усадить сына или дочь перед экраном и заниматься своими делами…

Под конец встречи собравшимся показали французский мультфильм «Анатоль и его кастрюлька». Про мальчика, который всюду таскал за собой кастрюльку на веревочке, издававшую страшный скрежет, и тем самым раздражал окружающих. Кастрюлька (воплощение психологических комплексов) очень мешала Анатолю, но он не мог от нее избавиться, пока, наконец, не нашлась женщина, сшившая на эту неудобную вещь сумочку (то есть помогла ребенку понять и решить проблему).

Мультик, конечно, специфический, но заставляет задуматься.

– Мы желаем вам решать проблемы, пока «кастрюлька» еще маленькая и не разрослась до огромных размеров, – резюмировали напоследок педагоги-психологи центра «Остров» Анна Трушина и Анна Глазкова. – Но для этого нужно понять причины и найти пути решения. К сожалению, у нас нет готовых рецептов (поскольку старые проверенные способы сегодня не работают), но мы готовы их искать вместе с вами!

 

P.S. Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Следите за расписаниями «Школы для родителей» в психолого-педагогическом центре «Остров». Просите проводить такие занятия в детских садах и школах. Не жалейте личного времени. Это очень полезно.

Светлана Ермолова, фото автора.