По дорогам Афганистана

По дорогам Афганистана

23.02.2021 0 Автор Admin

Механик транспортного цеха МУП «Комэнергоресурс» Юрий Катрук с детства был влюблен в автомобили и с профессией водителя не расставался даже на службе.

– Я с детства люблю гайки крутить, – объясняет свой профессиональный выбор Юрий Милентьевич. – Мне всегда техника была интересна. Тем более в такой семье рос: мама – крановщик на заводе ЖБИ, а отец – водитель АТП-9.

Юрий и специальность выбрал, как говорится, чтобы никому не обидно было: отучился на автокрановщика, окончив ПТУ №76 с красным дипломом.

– В то время много строили, поэтому профессия была очень востребована, – рассказывает Юрий Катрук. – В тресте «Бокситстрой» мы серьёзную практику проходили, а после училища, перед армией, я даже на строительстве детского сада №4 успел поработать: раствор, кирпич подавал. Долго потом этим гордился…

Весной 1982 года пришла пора идти в армию. На сборный пункт в Егоршино приехал «покупатель» из Московского военного округа, и вскоре 30 уральцев отправились с ним, радуясь, что будут служить в столице.

– Приехали в Наро-Фоминск в расположение Кантемировской танковой дивизии, – вспоминает Юрий Катрук, – решили, что танкистами будем, но оказалось, что здесь базируется подразделение, готовящее пополнение для службы в Афганистане.

Официально новобранцам об этом сказали уже после того, как они прошли курс молодого бойца и 9 мая приняли присягу. С каждым беседовал офицер особого отдела, который объяснял, что Афган – дело добровольное. Если нет желания, то наказывать никто не будет, пройдешь службу в другом месте. Но никто не отказался. Наоборот, почувствовали гордость, душевный подъем, что выпала возможность защищать интересы родины.

Сержанты, которые готовили команду для службы в Афганистане, плакали, глядя на своих подопечных: «Мы два года уже туда просимся – не берут, а вас сразу отправляют…»

14 мая команда была уже в Ташкенте, получила прививки, и 16-го перед ней уже открывалась рампа большого самолета, который направлялся в Кабул.

Чужая страна встретила изнуряющей жарой и солнцем, стоящим почти вертикально, как на экваторе. Подошла машина с прапорщиком и двумя солдатами с оружием и в бронежилетах. Новичкам сурово посоветовали в пути по сторонам не глазеть, пальцем никуда не тыкать, с машины не плевать, мусор не бросать. В мусульманской стране за такие вещи можно поплатиться.

В батальоне, что в 13 километрах от Кабула, новобранцев снова принялись обучать военному делу, знакомить с обычаями страны и правилами поведения, от соблюдения которых зависела жизнь.

– На женщин сказали не смотреть, хоть они и в парандже ходят, – рассказывает Юрий Милентьевич. – С земли ничего не поднимать, не пинать – мины могут быть замаскированы под все, что угодно.

В автомобильную часть отобрали немногих, хотя почти все прибывшие имели водительские права. Последовал небольшой экзамен, и вот уже Юрий Катрук – служащий хозвзвода, откуда машины ходили колоннами в Советский Союз за запчастями, материалами и т.д.

В первый свой рейс Юрий отправился за машиной в узбекский приграничный Термез через мост, по которому через семь лет будут выводить советские войска. Приехал на ЗИЛе, а оттуда вернулся за рулем новенького КамАЗа, на котором ему предстояло служить почти два года.

В общей сложности за 19 месяцев службы в Афганистане Юрий Катрук выполнил один рейс в Баграм и восемь рейсов из Кабула в Термез и обратно.

– Это много, – поясняет Юрий Милентьевич, – расстояние – всего около 500 км, но колонна проходила его за 10-15 дней!

Причин тому несколько. Во-первых, двигаться разрешалось только в светлое время суток, во-вторых, приходилось преодолевать сложную трассу. Дорога пролегала в горах Гиндукуш по затяжным подъемам, спускам и серпантину, через перевал Саланг. Наверху – трехкилометровый тоннель, пробитый в горной толще советскими специалистами еще в середине 1960-х на высоте 3363 метра над уровнем моря (долгое время этот тоннель считался самым высокогорным в мире). Зимой здесь часто бывают снежные заносы и сходы лавин. Однажды из-за этого колонна сутки стояла на перевале, а когда дорогу расчистили, прошла всего лишь пять километров за следующие 24 часа.

– Самое главное – не допустить разрыва колонны, – объясняет Юрий Милентьевич. – Дорога тяжелая, машины, гружённые под завязку, кто-то на подъеме может отстать, а это очень опасно.

Эта трасса и сейчас считается важнейшей жизненной артерией в экономике Афганистана, а в те годы и подавно имела стратегическое значение, поэтому постоянно простреливалась и минировалась моджахедами, которые вели настоящую охоту за автомобильными колоннами советских войск (особенно с оружием и топливом).

– Дырочки от пуль были в каждой машине, – вспоминает Юрий Катрук. – Ездили в бронежилетах, на сиденье – автомат с патронами. Нужно было все время смотреть на дорогу, в зеркала и по сторонам, чтобы контролировать ситуацию. Я потом после армии по привычке еще долго вертел головой, меня даже спрашивали, почему все время озираюсь. Доводилось видеть сожжённые и разбитые колонны. Но мне повезло, в нашей колонне только один раз снаряд повредил машину, к счастью, водитель остался жив…

К шестому рейсу наш земляк был уже опытным водителем, поэтому ему доверили провести по маршруту скоростную колонну всего из пяти машин. Какой груз нужно было срочно доставить, североуралец умалчивает, но задача, поставленная командованием, была выполнена без потерь и в срок. За это Юрий Милентьевич был награжден медалью «За боевые заслуги».

Возвратившись домой, Юрий устроился работать на бензовоз, а потом стал личным водителем начальника АТП-9 Владимира Зайцева, по совету которого продолжил образование. Отучился в Уральском лесотехническом институте по специальности «Машины и механизмы лесной и деревообрабатывающей промышленности», женился и в 1990-м году вернулся в родной Североуральск. Был механиком в АТП-9, начальником транспортного участка в МПО «Соцэнерго» и «Уралтрансе», а с 2014 года работает механиком в транспортном цехе МУП «Комэнергоресурс».

– Моя задача – обеспечить исправное состояние техники и своевременно выпустить ее на линию, – поясняет Юрий Катрук. – Это очень важно, потому что без транспорта не может полноценно работать ни одно подразделение МУП «Комэнергоресурс».

Сегодня Юрий Катрук с теплом вспоминает службу в Афганистане. Говорит, там было ясно, кто друг, а кто враг, потому что в экстремальных ситуациях люди раскрываются очень быстро. С боевыми друзьями до сих пор поддерживает тесные отношения. Ездит на все встречи с родным батальоном, часто общается с самыми близкими товарищами – Александром Дыбциным из Екатеринбурга, Андреем Поповым из Первоуральска, Юрием Ершовым из Казани. Активно участвует в работе общественной организации ветеранов боевых действий им. Героя России Дмитрия Шектаева. Считает, что нельзя переписывать историю и пересматривать итоги Второй мировой войны, надо чтить ветеранов и тружеников тыла, которые отстояли и подняли страну из руин. Убежден, что нужно воспитывать в подрастающем поколении патриотизм и любовь к родине.

– И на работе, и в нашей общественной организации Юрия Катрука уважают, – говорит председатель Североуральской организации ветеранов боевых действий Аман Карасаев. – Это надежный человек, который никогда не подведет.

Светлана ЕРМОЛОВА, фото из архива Юрия Катрука.