Одиночное путешествие: в поисках льда Североуралец Алексей Паршуков недавно вернулся из одиночного маршрута по Байкалу

Одиночное путешествие: в поисках льда Североуралец Алексей Паршуков недавно вернулся из одиночного маршрута по Байкалу

09.04.2020 Выкл. Автор Admin

Североуралец Алексей Паршуков работает в больнице анестезиологом-реаниматологом, а ещё трудится в Краснотурьинском филиале центра медицины катастроф.

Работа сложная, напряжённая, часто без выходных на протяжении нескольких недель, поэтому активно отдыхает, выбирает время для путешествий. А ещё занимается дайвингом.

В марте Алексей вернулся из одиночного маршрута по Байкалу. Говорит, понравилось, и в ближайшее время планирует продолжить экспедицию. Надеемся, что его рассказ окажется полезным.

– Мечта съездить на Байкал у меня была давно, хотелось летом, чтобы понырять и посмотреть подводный мир. Вернулся из очередного летнего отпуска, проведённого в горах южного Урала, захотелось отправиться в следующий. И тут под руку попалось видео с зимнего Байкала, статьи о походах на коньках.

Загорелся. Первым делом посмотрел маршрут. Вторым – заказал коньки. Когда стало понятно, что компании нет, к снаряжению добавилась двухместная палатка с хорошей ветроустойчивостью. Добираться до места старта решил по экономическим соображениям поездом, чтобы не бегать по магазинам, в Иркутске решил захватить побольше продуктов.

Ранее в сольные маршруты не ходил. За плечами 1-2 недельные походы по Кавказу и разным участкам Урала. Лыжные, пешие, но на коньках впервые. Желание отдохнуть от работы и отсутствие желающих присоседиться вылилось в одиночное путешествие.

Нитка маршрута появилась быстро. И в принце не поменялась, я планировал проходить порядка 35-40 км в день. Общая длина маршрута получилась в 360 км, пройти которые я должен за 11-14 дней. Старт в посёлке Листвянка, финиш в МРС, обогнув Ольхон против часовой стрелки.

С коньками немного понервничал. Заказал, внёс предоплату, стал ждать. Меня уверили, что к 15 января я буду с коньками, но к этой дате не прислали, и я судорожно искать варианты. Нашел. Чуть дороже, но более технологичные. А самое главное, что они оказались у меня вовремя, я смог обкатать их на местном катке.

Еду и перекус повез из дома. Основная еда – сушеная на собственной кухне. Мясо в сочетании с гарнирами: рис, гречка, картошка. Готовка на газу, в китайском а-ля джетбойле. Полностью готовые, высушенные блюда в походных условиях ранее не использовались. С целью экономии газа я редко кипятил байкальскую воду. Подогревал градусов до 90 и все: пил чай, заваривал свою сухую еду. В принципе, получилось съедобно, но некоторые куски мяса оставались сухарем. Пути решения: поварить 5 минут в котле или заваривать в термосе с утра. За весь маршрут я не израсходовал баллон 450 граммов. Хотя после нескольких дней похода баллон приходилось подогревать. Ставил его в миску с теплой водой. Без подогревания газ не испарялся – не горел. В следующий поход я уменьшу порции, а готовить буду на бензине.

Ночёвки были холодными. Нет, я не мерз. Просто не было источника тепла в виде печки. Спал я на двух ковриках общей высотой 4 см, в двух спальниках. На третью ночь пересыпал сахар из бутылки, и у меня появилась замечательная грелка и дополнительная вода на утро. Все снаряжение я вез в волокушах с баулом 180 л, весом около 30 кг.

Зарегистрировался в МЧС и в национальном парке. Вход в национальный парк стоил всего сто рублей. Сто рублей за много дней, указанных при регистрации в маршруте, цена смешная. Причем многие явно не платят. Одно из условий для получения разрешения в национальном парке – регистрация в МЧС. Поэтому вначале регистрируйтесь, потом обращайтесь в национальный парк.

Мое приключение началось в Североуральске с укладывания волокуш в рейсовый автобус до Екатеринбурга. Далее с автовокзала в вагон, два с половиной дня на верхней боковой полке комфортабельного вагона с кондиционером и душем. Цена билета в одну сторону обошлась в 3 600 рублей. Билет в обратную сторону сразу не покупал, был запас времени.

В Иркутске не было снега на тротуарах, так мой первоначальный план – потихонечку дойти до автовокзала – рухнул. Волокуши тяжелые, таскать их по асфальту неудобно и рискованно. Выкинув из головы промежуточный план, взял такси до автовокзала и на маршрутке отправился сразу до Листвянки. Ну, я же сэкономил на перелете. Цена вопроса 1500 рублей. В поселке сходил в замечательный музей! Всем рекомендую! Попробовал прокатиться на коньках. Хостел обошелся мне в 1500 за сутки, был один в двухместном номере.

К вечеру начался легкий предстартовый мандраж: что, как, главное – зачем? Все сомнения прошли с выходом на маршрут. Рассвет, отличный лед, полный вперед. Первые 3-4 часа я катился по хивусной дороге. Потом поднялся встречный ветер, сдувающий назад. Пришлось снять коньки и пойти пешком. Обратно на коньки встал только к вечеру второго дня. Обычно хороший и чистый лёд в этом году оказался сильно занесен снегом, и передвигаться приходилось смешанным стилем: пешком, на коньках и пешком и на коньках. Хивусы спасают не всегда. Даже движение вслед за только что проехавшим судном не гарантировало чистого льда. Переметы плотного снега: на байсах не поедешь, только пешком!

На Байкале нужно быть осторожнее с желаниями. Умотавшись за день в пешеходном режиме и очень мало проехав на коньках, поставил лагерь в полном штиле. Еще подумывая, а ставить ли все растяжки или так пойдет. Лежу, мечтаю… В 20 метрах от палатки дорога, припорошенная снегом. Снег ко льду не пристал, но брюхом судна на воздушной подушке не подметается. Вот бы ветерок разул дорогу… И спустя два часа так задуло, что я начал думать наоборот: а что, можно и поменьше порывы, итак немало прошел пешком, еще пройдусь, а то сдует ветром назад и опять от Листвянки начинать. Ветер дул до утра. Около палатки надуло 40 см снега, откапывался, но зато дорога стала чистой.

Представьте, среди белого снега полоса черного, искрящегося, идеального льда. Едешь и думаешь, кайф, какой кайффф, вшух, вшух – красота! Тут пришла в голову мысль, что все в мире относительно! Все говорят, чтобы было побольше белых полос, а черных поменьше. Так говорят те, кто не приезжал на Байкал за чистым льдом! Нам, туристам, можно черных побольше.

В тот день я проехал порядка 60 км. Причем это расстояние между точками по прямой, рассчитанное навигатором. К сожалению, это оказался единственный день, полностью пройдённый на коньках. Дальше двигался в основном пешком. Это, наверное, потому что стал мечтать, чтобы ветер затих и я смог дойти пешком.

Самым красивым мне показался участок от Бугульдейки до мыса Хобой: сумасшедший рельеф, бухты, скалы, много голубого светящегося льда. Да и народу мало попадается на этом участке. После пересечения пролива Ольхонские ворота больше не встречал хивусов и машин. Да и туристических групп значительно меньше. По ощущениям скалы на этом участке выше, в общем, пейзажи красивые.

Добредая последние километры и собираясь ставить палатку, наткнулся на туристов, приехавших со стороны Улан-Уде. Не мучаться, дойди до Узуров, тут 5 км по прямой. Вдохновившись возможностью поспать в тепле, не ставить лагерь, а значит и выйти на маршрут пораньше, потопал. К сожалению, подойдя к домикам, наткнулся на пьяную компанию. Поспать в спокойствии не предвиделось и, отойдя от поселка на километр, поставил палатку в снежной пещере. Настроение испортилось от вида алкашей и от того, что я напрасно потерял время. За весь поход встреча с пьяными людьми – единственное неприятное воспоминание.

На следующее утро, обогнув Хобой, увидел удручающую картину: много снега по накатанной дороге. Плохой лед. Остановившийся водитель подкинул меня до чистого льда, добирались почти 20 км на «буханке». Далее доехал на коньках до Хужира. Меня несколько раз обгоняли автомобили. С учетом взаимных скоростей, узости дороги, рыскающих движений волокуш решил дальше не идти. Участок от Хужира до МРС оказался засыпанным снегом. Мне показалось небезопасным двигаться по ледяной автомагистрали, и я свернул на обочину. У поселка отличный интернет: заказал хостел и маршрутку.

Утром маршрутка забрала прямо из хостела. Ольхонский сервис на высоте! По дороге рассматривал маршрут, который я не прошел. Успокоился: весь он оказался в снегу, свернуть к островам или пройти к берегу на коньках было невозможно. На коньках не накатался – придётся вернуться в следующем году.

Итог

Маршрут оказался интересным, красивым и не очень сложным. За семь дней я прошел порядка 300 км, каждый день чуть больше запланированного. Последние 40 км маршрута не пошел по соображениям безопасности. К тому же мне показалось не интересным двигаться по накатанной дороге, а идти пешком не захотелось. Я ведь рассчитывал пройти весь маршрут на коньках.

Путешествовать в одиночку – интересный опыт. Все проблемы в голове, самое сложное – начать… На всем протяжении маршрута не встретилось участков «плохого» льда, открытой воды, диких животных. Путешествие оказалось бюджетным. Если не брать в расчет докупаемое снаряжение и еду, то транспортные расходы и проживание в хостелах обошлись в 16 тысяч рублей. Коньки, палатка – отдельная статья расходов, но это снаряжение будет использоваться для других походов.

И немного советов

Перед похожим маршрутом по Байкалу я бы посоветовал изучить маршрут, а коньки заказать заранее. Готовить нужно на бензине, избегать непроверенных баз отдыха, ночёвки планировать заранее, подтверждая их телефонными звонками. Обязательно зарегистрироваться в МЧС, заплатить сборы за посещение национального парка. Кстати, на всем маршруте лучшая связь у tele2!

Алексей ПАРШУКОВ.