«ОДАРЁННЫЙ»  КОНФЕРАНСЬЕ

«ОДАРЁННЫЙ» КОНФЕРАНСЬЕ

11.08.2022 Выкл. Автор Admin

«Память противостоит

уничтожающей силе – времени».

Д. С. Лихачёв

Моя память всё ещё хранит некоторые воспоминания детства. Их много, они всякие. Есть мрачные, трагические. Есть радостные, светлые. Я их люблю. Они исцеляют душу.

Самое яркое воспоминание послевоенного детства – жизнь в детском доме города Выкса Горьковской области.

У меня в руках две пожелтевшие от времени бумаги. Одна – справка, что я являюсь воспитанницей Выксунского детского дома. Другая – свидетельство об окончании Выксунской семилетней школы Горьковской области. Дата: 10 июня 1950 года. В те годы семилетнее образование считалось обязательным.

В этот день мы, десять девушек детского дома, получили такие свидетельства. Мальчиков в нашей группе почему-то нет. В нашем доме детей много, но мы считаемся старшими. Я поступила в детский дом, учась в пятом классе. До этого жила у тётушки. Уже третий год как я воспитанница детского дома. Мы очень дружны. Живём в одной комнате, учимся в одной школе, в одном классе.

Может показаться странным, но, кроме имени и фамилии, мы ничего не знали друг о друге. Разговоров о родителях, родственниках никогда между нами не было. Просто жили в настоящем времени и думали о будущем, где будем учиться. Мы же «государственные дети». Окончили семилетку, а дальше…

Пока отдел народного образования решал нашу судьбу, мы три недели отдыхали в загородном пионерском лагере. Было жаркое лето. Прогулки, купание в прохладной речной воде, походы в лес за земляникой. Иногда помогали соседнему колхозу с прополкой овощей. Выполняли эту работу с удовольствием. Время прошло незаметно. Отдохнувшие, загоревшие мы снова дома.

Тем временем наша судьба с учёбой решилась. Нам предложили дальнейшее обучение в двух ремесленных училищах в разных городах. В городе Дзержинске – на химика-лаборанта. В городе Балахна – училище энергетическое. Химией я не увлекалась, об электричестве вообще не знала ничего. Мы четверо выбрали энергетическое училище. Занятия с 1 октября.

До начала занятий мы должны были пройти обязательную медкомиссию. Поехали в сопровождении воспитателя в Горький. О прохождении комиссии воспоминания очень туманные. Главное – изъянов в здоровье не обнаружено. Зато в памяти моей от этой поездки сохранилось много интересного. Нас не только водили по кабинетам врачей. Проводили экскурсии по городу (сейчас Нижний Новгород). Были в краеведческом музее, в Нижегородском Кремле. По вечерам гуляли по откосу Волги, любуясь на «стрелку» – место впадения реки Оки в Волгу. Должно быть, культурные мероприятия были запланированы. Затем возвращаемся в наш детский дом. Ожидаем вызова на учёбу. Время идёт быстро.

Вторая половина сентября. Прощальные прогулки по Выксе. Прощаемся со всеми сотрудниками детдома, с родственниками, у кого они есть. И в путь по разным городам с сопровождающими. Учиться и жить будем на полном гособеспечении в общежитии.

Вот и наша Балахна. Городок на берегу Волги. Основное предприятие – тепловая электростанция. Построена в первую пятилетку. Топливо – торф. Торфяников здесь много.

Наше училище считается энергетическим. Через два года обучения мы, пятнадца-тилетние мальчишки и девчонки, получим профессии электрослесарей, электромонтёров и отправимся на заводы, электростанции нашей огромной страны. Мы знаем, что мы нужны. Нас ждут. Прошло всего пять лет, как закончилась Великая Отечественная война. Наша промышленность восстанавливается из развалин.

1 октября 1950 года началось обучение. У нас полувоенная дисциплина. Все учащиеся разделены на группы по 25 человек. У каждой группы свой мастер.

Первый год мы должны были обучаться слесарному делу. Зачем? Профессия очень жёсткая. Не женская. Верстак, тиски, молоток, зубило, множество напильников и т. д. День – практика, день – теория. Первый месяц у всех девушек руки в синяках. Рабочий (учебный) день семь часов. К концу первого года обучения мы, девушки, стали неплохими слесарями-инструментальщиками.

Теоретические предметы тоже жёсткие. Электротехника, материаловедение, мате-матика…. Гуманитарных предметов нет. Почти нет и свободного времени. Ходим везде строем. Знакомимся с «коллегами» по учёбе – мальчишками из разных групп в перемены, перерывы и в столовой. Обычно спрашиваем друг друга, из какого города и детского дома. Так произошло знакомство с нашим «одарённым» конферансье Юрием Снегирёвым.

Однажды в коридоре столпилось несколько групп в ожидании приглашения в сто-ловую. Один из парней, приподняв голову, громко заявил:

– Я из детского дома одарённых детей!

Все засмеялись и… пошли обедать. Прошло немного времени и о нашем Юрке заговорили.

В училище был зрительный зал, где проводились общие собрания учеников, кон-церты самодеятельности, показывали кино. По выходным сиденья сдвигали к стенам и зал превращался в танцевальный. Организатором всех развлекательных мероприятий неожиданно для нас стал Юра Снегирёв.

В зале была небольшая сцена, где властвовал Юра. Он – постоянный конферансье проводимых мероприятий. Хорошо танцевал. Особенно вальс. Ему не было равных среди танцующих. Ему даже аплодировали. Вечера, которые он проводил, всем нравились. Но однажды…

Приближались первомайские праздники. В зале торжественное собрание. Зал полон. Как всегда кто-то из дирекции выступил с небольшим докладом. Сказал, что стране нужны грамотные профессионалы-рабочие. Напомнил, что скоро выпуск.

Затем начался концерт наших самодеятельных артистов. Конферансье был наш Юра. Всё было как всегда. Но произошло непредвиденное. Юра объявил концертный номер, а исполнитель замешкался. Юра решил заполнить паузу. Вышел на середину сцены, оглядел зрителей, поправил ремень и заговорил:

– А сейчас я хочу сказать о поведении наших девушек.

Мы оцепенели. Сделав паузу, он продолжил:

– Наши девушки последнее время стали забывать о девической чести. Посмотрите на них. У некоторых девушек подкрашены брови. Чувствуется запах духов!

Помолчал. А затем продолжил шипящим голосом:

– А у некоторых девушек подвиты волосы.

В зале тишина. Мы в недоумении. Первыми из зала вышли наши руководители. Не сговариваясь, всей группой вышли и мы – 25 девушек. Пошли домой. Вечер был испорчен.

В чём обвинил нас наш «одарённый» конферансье, мы не поняли. А шутка не получилась, если он хотел рассмешить ребят.

Шёл 1952 год. В некоторых магазинах открылись парфюмерно-косметические отделы. В продаже появилось душистое мыло, одеколон и даже чулки из капрона. Капроновые чулки – мечта каждой девушки. Увы, на такую покупку у нас не было денег.

Да, Юрия вызывали в учительскую, поругали за самодеятельность. Как говорят: «Правда восторжествовала».

Этот полушутливый рассказ – частичка моей юной жизни.

«Запоминается то, что нужно… Это свойство памяти чрезвычайно важно». (Из книги Д. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»)

Н. ЯКОВЛЕВА.