О грозе по телефону
25.06.2017На днях Совет Федерации одобрил поправки в законы о связи и о средствах массовой информации, позволяющие всеми доступными методами информировать граждан о чрезвычайных ситуациях.
Погода в последнее время неустойчива и непредсказуема. Сами синоптики говорят, что точный прогноз можно предсказать только на 1-3 дня. Более «дальние» прогнозы, как правило, сбываются примерно в 50 процентов случаев. И если вдруг на какой-то населенный пункт надвигается ураган или еще какое стихийное бедствие, то в таких случаях предупредить население очень сложно.
Раньше репродукторы висели на каждом столбе, сейчас они есть только в местах массового пребывания граждан.
Законопроект устанавливает обязанность операторов связи обеспечивать передачу в эфир сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, граждане получат информацию о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оператор будет обязан провести оповещение в кратчайшие сроки и на безвозмездной основе. В документе прописано, что оповещение об экстренных ситуациях не относится к предоставлению услуг связи.
Оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях с использованием ресурсов сетей связи ляжет на операторов сотовой связи. Законопроект, предложенный Минкомсвязью, получил одобрение в комиссии Правительства по законопроектной деятельности.
Законопроект позволит усилить адресность оповещения, уменьшить время доведения экстренной информации в зоне чрезвычайной ситуации, увеличить площадь распространения сигналов оповещения.
Отметим, что раньше эта функция «ложилась на плечи» проводного радио. После того, как многие россияне отказались от радиоточек в своих квартирах, возможность оперативного оповещения людей посредством проводного радио свелась к нулю. В Японии, например, в случае возникновения ЧС, сообщение расходится по телефонам в виде смс. Так, например, с приближением землетрясения владельцы мобильников получают соответствующее сообщение с указанием предполагаемого места эпицентра и силы толчков.
Актуальность законопроекта обусловлена необходимостью повышения эффективности системы реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и возникающие чрезвычайные ситуации, а также потребностью создания дополнительных условий для своевременного оповещения и оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях через сети связи и средства массовой информации.
Законопроект закрепляет за операторами связи обязанности:
– передавать пользователям сигналы оповещения и информацию, которая носит экстренный характер и связана с сиюминутно возникшей или возникающей угрозой жизни и здоровью населения.
– при наличии технической возможности предоставлять соответствующим органам и организациям, ответственным за функционирование системы оповещения населения, объекты своей инженерной инфраструктуры для размещения и подключения устройств системы оповещения и доведения сигналов оповещения и экстренной информации.
Кроме того, Совет федерации решил разобраться, почему система оповещения не сработала 29 мая 2017 года, когда на Москву обрушился ураган, в результате которого, по некоторым данным, погибли 16 человек.
Аналогичная история произошла позже в Свердловской области – смс-рассылку о приближающемся урагане получили далеко не все жители области. Но в региональном МЧС причины объяснили иначе, сославшись как раз на несовершенство законодательной базы. Спасатели пообещали – как только вступят в силу новые поправки, предупреждение будет получать каждый житель, чей номер телефона зарегистрирован в Свердловской области.
3 июня накануне дождей никто из моих знакомых смсок не получал. Видимо, до операторов связи идея о таких рассылках еще не была доведена. Зато 13 июня на мой телефон из «Билайна» пришло сообщение о надвигающемся дожде и ветре. К счастью, ничего такого не произошло, но все равно спасибо.
А вот «Мотив» не предупредил о тех же самых погодных условиях. Решил выяснить, почему эта компания игнорирует новые изменения законодательства. К сожалению, в контакт-центре при наборе телефона 111 автоответчик приятным женским голосом рассказал мне, как узнать свой номер или поступить в случае потери сим-карты (а как она может выпасть?). Живого общения пока добиться не удалось, остается ждать вступления в силу новых законов.
Михаил КУЛЕШОВ.