Непочатый край работы

05.12.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r

302-1 «Вагран» ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН! Свой край – это не только история людей, это и его растительность, животный мир, богатства недр, скалы, пещеры, горы, реки – всё, что окружает нас. Если мы хотим, чтобы  люди любовно, бережно относились к своему краю, его надо знать.  А чтобы знать свой край, его леса, горы, реки и озера, видеть гармоничность существования видов живой Природы между собой и удивительную  их приспособленность к окружающей неживой Природе, человек должен быть в природе. Лучше всего это делать в школе.
Водить детей в Природу – трудное и ответственное дело. Организация недельных полевых лагерей с целью изучения растений, птиц, бабочек, пещер, делать промеры рек, определять скорость течения, изучать почвенные горизонты и другое – это еще труднее делать. Но делать надо! Хорошо, если школа хотя бы одного учителя-энтузиаста имеет.  А экологическое образование (воспитание) красной нитью должно проходить через ВСЕ предметы и на протяжении ВСЕХ учебных лет. И лучше всего все экологические премудрости удаётся проследить-привить непосредственно в Природе, а не в четырёх стенах класса. Поэтому школьная программа ДОЛЖНА предусматривать  наличие курса краеведения.  
Проработав в системе образования четыре десятка лет, ответственно заявляю, что такой курс можно иметь БЕЗ ВСЯКОГО УВЕЛИЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕНИКА!  Но это потребует дополнительной расторопности и активизации деятельности как работников управления образования, так и администрации школ. Вот здесь-то коса и находит на камень. Лишний раз пошевелиться? Да вы что? Немного таких желающих будет. А вот трезвонить о необходимости экологического воспитания с трибун разного уровня – это всегда пожалуйста.  Живое дело заменяют словоблудием. Категорически не согласен с позицией органов народного образования местного и областного уровней.  То есть с тем положением по краеведению, каким это сейчас  мы видим в школах.
Проблемы экологии – это на столетия! Не так-то просто перестроить мышление человека с мыслей технократа на человека, мыслящего экологическими категориями.  Для школы – здесь непочатый край работы.
А дальше болтовни о необходимости экологического образования практических делов-то нет!
 Александр МЕРКЕР.

Об авторе

Александр Федорович Меркер знает, что говорит. Он – действительный член Русского Географического общества, лауреат Всесоюзной премии им. Н.К. Крупской, отличник народного просвещения Российской Федерации, учитель биологии Высшей категории, лауреат высшей награды Центрального совета Всероссийского общества охраны природы — почётного знака «За охрану природы России».
Свой трудовой путь начинал станочником на Богословском алюминиевом заводе. Затем, получив сельскохозяйственное образование (агроном-полевод) и педагогическое (учитель биологии и химии), работал агрономом, учителем, , завучем, директором школы.
Будучи учителем биологии в средней школе №1 Краснотурьинска, в 1978 году он основал первое в области экологическое научное общество школьников «Юный эколог». Первым на Северном Урале разработал и ввёл факультативный учебный курс «Основы экологии для школьников» и ежегодные 5-10-дневные полевые практикумы и экспедиции для школьников по изучению природы Северного Урала.
В новом году, 4 января, Александру Фёдоровичу исполнится 80 лет. Сейчас он живёт в Германии, но часто бывает на Урале. Продолжает трудиться, создавать научные труды, не теряет связи со своими учениками. У него много добровольных помощников в научной работе, в том числе и среди североуральцев.
Александр Федорович много путешествовал по Северному Уралу, много фотографировал. В этом можно убедиться, открыв в Интернете https://fotki.yandex.ru/users/merker2012/  Подробнее узнать о делах его  очень просто: наберите в поисковике «Александр Фёдорович Меркер» и вы получите всё, что хотели.