Нелёгкая учёба в условиях пандемии

02.05.2020 Выкл. Автор Admin

С 6 апреля школы перешли на дистанционное обучение с помощью электронных образовательных технологий, чтобы не допустить распространения новой коронавирусной инфекции и сохранить здоровье детей.

Дистанционное обучение стало серьезным вызовом для учащихся, родителей и учителей.

Это не новый формат для наших школ, но если раньше его использовали в короткие периоды для небольшого числа учеников (например, во время карантина по гриппу в отдельном классе), то такой массовой, длительной и системной работы на «дистанте» еще не было.

В первую очередь, нужно было решить проблему обеспечения детей и учителей компьютерным оборудованием, соответствующими программами и интернетом приемлемого качества. С этой целью по просьбе Управления образования местные провайдеры постарались увеличить скорость мобильного интернета, а школы выдали 127 SIM-карт и более 200 ноутбуков во временное пользование ученикам и преподавателям, особенно в этом нуждающимся.

Также педагогам нужно было в короткие сроки повысить собственный уровень информационной грамотности, переориентироваться на новый формат обучения и адаптировать к нему учебную программу. С этой задачей в целом все школы справились, однако в первые дни многие образовательные сайты (Российская электронная школа, Яндекс-школа, Дневник.ру и т.д.), с помощью которых рекомендовалось организовать дистанционное обучение, не выдержали огромного наплыва пользователей. Возникли технические неполадки и сбои, которые привнесли нервозность в образовательный процесс.

Расписание уроков срывалось, некоторым учителям приходилось переносить занятия на другое, иногда вечернее, время, работать с детьми по телефону, Whats App или через сайты образовательных учреждений. Все это вызвало трудности в усвоении материала у учеников и достаточно бурную реакцию некоторых родителей, которые обрушились на учителей с претензиями и поспешной критикой. Так что пришлось педагогам применить все свое профессиональное мастерство, мудрость и такт, чтобы сгладить все шероховатости и недоразумения.

За первую неделю работа электронных образовательных платформ была налажена, и учебный процесс вошел в свое русло. Расписание уроков размещается на сайтах образовательных учреждений и в электронном дневнике (Дневник.ру). Занятия, как правило, начинаются в 8 утра и длятся по 30 минут. То есть до обеда идет нормальный рабочий учебный день.

Уроки проводятся на разных интернет-ресурсах и в разном виде. Выбирая инструменты для преподавания, педагоги исходят из своих технических возможностей и возможностей учеников. Кто-то выкладывает в электронный дневник ссылки на материалы, которые нужно просмотреть самостоятельно, кто-то заранее записывает свой урок на видео, чтобы ребенок смог неоднократно проштудировать его при необходимости, а кто-то ведет занятия в режиме видеоконференции в Skype, Zoom или иных программах.

Последний вариант лично мне, как родителю, нравится больше, поскольку встраивает ученика в общую деятельность и диалог с учителем, позволяя контролировать работу ребенка в реальном времени.

Подобным методом ведения уроков пользуются, например, учителя черемуховской школы Наталья Трунова (информатика), Юлия Захарова (начальные классы), Анна Соболева (математика и ОБЖ), учителя кальинской школы №14 Наталья Целищева (литература), Нина Феглер (немецкий язык), Ирина Богочанова (математика), бывший директор этого же образовательного учреждения Людмила Косолапова и другие педагоги города и поселков. К слову, Людмила Анатольевна, имея за плечами трудовой стаж в образовании более полувека, продолжает вести физику и факультативы в 7-11 классах и отлично владеет электронными инструментами преподавания, оставаясь для учеников современным, передовым педагогом. А учитель русского языка и литературы школы №13 Лариса Митюкова, например, задает учить стихи, а потом терпеливо просматривает видео, отснятое родителями, где ребята читают произведения наизусть.

Конечно, дистанционное образование предполагает повышенный объем самостоятельной работы и требует от ребенка большой силы воли. Все-таки одно дело – познавать и закреплять материал под руководством учителя в классе, а другое – усвоить новые знания, просматривая видеоуроки, а потом самому выполнять домашнее задание. Это очень непросто, особенно когда рядом столько соблазнов – интернет, телевизор, игры и различные вкусности в любой момент.

Чтобы нормализовать процесс, педагоги советуют родителям, в первую очередь, позаботиться о создании удобного рабочего места для ребенка и вовремя оплачивать мобильную связь и интернет, чтобы не было проблем с подключением к виртуальным урокам.

Также следует придерживаться обычного распорядка дня, который был у ученика до перехода на «дистант». Подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак – все это нужно делать, как всегда, чтобы в восемь ребенок уже сидел за домашней «партой» и участвовал в уроке вместе со всеми. Проконтролируйте, если нужно, по телефону или с помощью видеозвонка в Whats App, включился ли он в учебные занятия.

После уроков час-два нужно отвести для обеда и отдыха. Лучше, если это будут физические упражнения, подвижные игры (насколько позволяет пространство) или творческие занятия (шитье, рисование, лепка, конструирование и все, что развивает мелкую моторику рук).

К слову, все наши учреждения дополнительного образования наладили дистанционное взаимодействие со своими воспитанниками, выкладывают задания на своих сайтах, помогают советами. Многие используют для этого свои странички в социальной сети ВКонтакте. Хороший опыт такой работы есть у Центра психолого-педагогической помощи «Остров», Центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста» в кальинской школе № 14, ДЮСШ, Центра внешкольной работы и других образовательных учреждений, которые дистанционно проводят различные конкурсы и занятия с детьми.

Детские сады также включились в этот процесс. Дошкольные учреждения №№3,18 и 23, например, уже разместили на своих сайтах комплекс игр и заданий, который родители легко могут выполнять с детьми дома. И это тоже очень важно, поскольку угроза распространения коронавируса остановила не только учебу в школах, но и занятия в детсадах.

После отдыха можно приступать к выполнению домашнего задания. И если день был построен так, как говорилось выше, затруднений у ребенка быть не должно, тем более что объемы заданного на самом деле не увеличились.

Конечно, если родитель приходит домой и слышит, что отпрыск ничего не понял и поэтому не выполнил домашнее задание, его охватывает досада. Ученик немедленно усаживается за книжки или видеоурок, а мама начинает срочно консультироваться с другими родителями в чате, накручивая себя и других, или решать задачки за ребенка, чтобы он не получил двойку.

– Не нужно учиться за своих детей, – советует родителям директор школы №13 Зинаида Усманова. – Воспитывайте в них желание и способность осваивать материал, пошагово изучая правила и следуя рекомендациям учителей. Только ошибаясь, развивая самостоятельность, преодолевая трудности, решая учебные проблемы, можно научиться учиться.

– Если есть вопросы, обращайтесь к классному руководителю, учителю-предметнику, в школу (можно через электронный дневник), чтобы не терять время и не доводить ситуацию до конфликта, – говорит директор школы №11 Наталья Ярошевская. – Нам всем важно действовать согласованно, без взаимных упреков и обид. В любой ситуации можно найти выход: спросить, предложить свой вариант, договориться.

– Учителя сейчас тоже испытывают колоссальную нагрузку, – поясняет начальник Управления образования Ирина Ощепкова. – «Дистант» требует от них больших усилий при подготовке к урокам. Приходится продумывать подачу материала в новых условиях, делать множество наглядных пособий в электронном виде, проверять домашние задания по фотографиям, видеороликам и в других форматах. Все это занимает много времени, педагоги трудятся с утра до поздней ночи.

Трудности дистанционного обучения понимают и на самом высоком уровне, поэтому всероссийские проверочные работы (ВПР) планируется перенести на осень, а государственную итоговую аттестацию в девятых и одиннадцатых классах сместить примерно на две недели и начать с 8 июня. Девятые классы будут сдавать только русский язык и математику (два экзамена по выбору, которые сдавали раньше, отменены).

Учебный год завершится в начальных классах 22 мая, в 5-8 и 10-х классах – 29 мая.

– Нужно максимально использовать время, оставшееся до конца года, для освоения программы и закрепления практических навыков самостоятельной учебы, – подчеркивает начальник Управления образования Ирина Ощепкова. – Родители и педагоги играют в этом процессе, скорее, роль тьюторов – наставников, выстраивающих индивидуальную траекторию образования ребенка. Поэтому задача взрослых – поддерживать и направлять детей, создавая для них комфортную обстановку и доверительную атмосферу.

Светлана ЕРМОЛОВА.