Математик с лирикой в душе

30.03.2017 Выкл. Автор 29q6dr6r
DSC_6649

– директор школы № 8 Светлана Петровна Калина.

Я – человек-практик и мне не важно, кто что говорит. Важно только то, что ты делаешь. Считаю, что на политическую арену должны прийти люди, которые готовы стать полезными. Путь  дела будут небольшими, но если маленьких побед будет много – количество перерастёт в качество. Директор школы тот же политик: нужно уметь договориться с оппонентами, иметь весомые аргументы в свою пользу, стремиться сделать что-то на пользу людям.

Должность директора школы – большая ответственность, ежедневный ритм событий, массы самых разных людей. Какими качествами должен обладать человек, находящийся на главном посту в школе? Мы побеседовали со Светланой Петровной Калиной, директором восьмой школы. Выяснилось, как  банально бы ни звучало, что директор – это прежде всего человек. Можно уметь настоять на своём, чётко организовать работу коллектива как отлаженный механизм, пользоваться непререкаемым  авторитетом у коллег и учеников, но при этом оставаться тонким, умным, интеллигентным человеком.

 О чём мы говорили? Конечно, не обошлось без политики, но главным я считаю то, что приоткрылся секрет: почему ученики восьмой школы так любят своего директора, радостно здороваются на улицах, добавляются в друзья в социальных сетях. На интуитивном уровне они прочитывают, что каждого из них уважают, пусть в школе свыше тысячи человек – в каждом из них видят индивидуальность. Дети набивают шишки, взрослеют, учатся доброте и пониманию, мечтают, и всегда рядом плечо взрослого. Большая заслуга создания доброжелательного  микроклимата в школе  лежит на директоре.

 – Всегда интересна семья человека, его корни…

 – Когда-то давно мои дедушки с бабушками (и по папиной, и по маминой линии) приехали в Казахскую ССР «осваивать целину», как они выражались. Восстанавливали колхозы, дед был председателем. Папа с мамой там и познакомились, а в 1971 году родилась я. Брат Андрей появился на свет в 1976 году, а в 78 году мы вернулись на Родину родителей мамы – в Североуральск. Сначала училась в 11 школе, тогда она была восьмилеткой, потом поступила в восьмую. Всегда активно участвовала в общественной жизни, 2 года возглавляла Совет дружины, была членом городского штаба пионерского и комсомольского актива. Сегодня являюсь сторонником партии ЕР.

 – Помните своих учителей?

 – Безмерно благодарна им всем! Первой учительницей была Наталья Ивановна Чеботарёва, именно от неё у меня остались впечатления – каким должен быть настоящий учитель.  Классным руководителем в восьмой была Любовь Васильевна Балина. Мне очень везло с филологами – русский и литературу преподавали Ирина Викторовна Киприна и Наталья Николаевна Дударенкова. Около 10 лет я занималась в кружке художественного чтения в ДК «Строитель», вела занятия Маргарита Александровна Протасова, было много стихов, концертов, разных мероприятий.

 – Постойте, но ведь вы – математик?

 – Преподаю математику уже 23 года, но в душе  остаюсь лириком. Люблю стихи, поэзию, хорошую литературу – разных авторов и жанров, главное, чтобы произведение откликалось в душе, можно было подумать, посопереживать героям.

 – И всё же выбрали математический факультет?

 – Школу в 88 году окончила с серебряной медалью (в ряды пятёрок затесалась одна четвёрка по физкультуре) и планировала поступать на филологию. А поскольку поехали поступать с закадычной подружкой и не хотели с ней потеряться в большом городе, я поступила за компанию с ней на факультет математики и информатики. Однако ещё с год душа рвалась на филфак.

 – Чем запомнилось студенчество?

 – Замечательное было время! Мы учились в самые трудные дефицитные годы, но юность брала своё, мы жили полнокровно, насыщенно. Раз месяц со стипендии ходили на спектакли в Музыкальную комедию или в  Театр Драмы, не пропускали премьеры в кинотеатре «Космос», ярко отложился в памяти концерт Виктора Цоя. За билетами, да и за многим другим, приходилось стоять в огромных очередях. Чтобы привезти подарки родным, отстаивала 4-5часовые очереди за чаем или кофе.

Сразу влилась в общественную жизнь, попала в студотряд, подружилась  на тот момент второкурсницей Ириной Ощепковой – и студенческая дружба продолжается и сегодня. Мы много гуляли – часто не было денег на проезд, и вечером после концертов или спектаклей возвращались в общежитие пешком, но это было не страшно, было весело! Что с нас было взять? Мы были всего лишь студентами начала 90-х.

 – Денег на всё хватало?

– Сессию после 1 курса я сдала успешно, была хорошая школьная база, которую дали мне учителя математики Елизавета Александровна Кадырова и Валентина Тимофеевна Балакина. То есть после года в институте с математикой я не просто сжилась, а по-настоящему её полюбила. Получала повышенную стипендию в 62 рубля 50 копеек, обычная составляла 50 рублей. Родители помогали как могли, но свои развлечения или наряды я на них не навешивала. После 1 курса подрабатывала. Не стыжусь этого – в ночные смены мы разгружали выпечку на хлебозаводе, подметали дворы, работали на вахте в общежитии. Трудное было время, по-другому никак.

 – Неужели большой город не очаровал? Почему вернулись в Североуральск?

 – В Свердловске я уставала – город тогда был серым, грязным. Уставала от расстояний, меня тянуло назад в Североуральск, где за окнами вид на лес заснеженный, и этот лес, сказочной красоты природа в шаговой доступности, свежий воздух, чистая вода. Всё это ценишь после жизни в мегаполисе. В 93 году я окончила институт, в то время распределений на работу уже не было. Мне поступило два предложения остаться работать – на кафедре математики и кафедре алгебры. Но я приняла решение и уехала в Североуральск.

 – Как устроилась жизнь на старом-новом месте?

 – Сразу устроилась в восьмую школу, на работу меня взял директор Александр Иванович Кабанов. С 93 по 2011 работала учителем математики, в это время появились на свет две мои дочери, старшая Анна окончила Горный университет, живёт и работает в Екатеринбурге, младшая Полина учится в 8 классе. Обе девочки спортивные, Аня 10 лет занималась в танцевальном коллективе «Апельсин», увлекалась лыжами, одна из первых сдала нормы ГТО после их второго рождения и получила серебряный значок. Полина также танцевала в «Апельсине» и параллельно тренировалась в лыжной секции, сейчас полностью сосредоточилась на лыжах, имеет первый взрослый разряд.

С 2011 года являюсь директором школы – это совсем другая жизнь.

 – Трудная?

  – Жду отпуска, чтобы утолить голод по книгам. Иду в библиотеку, беру книги и читаю запоем. Во время работы даже на ночь читать не удаётся. Когда строили школьную площадку, спала по 3-4 часа в сутки. Когда говорят, что мы построили школьный стадион за 38 дней – это не так! Это было 38 суток.

 – С чем пришлось столкнуться как директору?

 – Нужно было наладить взаимодействие между подрядчиком и проектной организацией.  Подрядчиком был ООО «ЖилСтрой», директор Илья Енин, проект создавала проектный институт «СУБР-проект», директор Мустафа Иббатуллин.  Непосредственно на площадке работали с Николаем Лошковым , Александром Щербаковым – именно благодаря их ежедневной работе на площадке, мечта наших мальчишек и девчонок осуществилась. Со стороны проектной организацией все вопросы оперативно решали с Олегом Угаровым. Мне повезло, ведь каждый из них, будь то представитель подрядчика или проектной организации, или другой городской организации, а приходилось обращаться в и администрацию, и к индивидуальным предпринимателям, и  в коммунальные службы, подходил к своей части общего дела очень ответственно. Мы, как школа были заинтересованы в том, чтобы площадки для футбола и баскетбола были типовыми, соответствовали всем стандартам – только тогда на них можно проводить соревнования! Приходилось искать аргументы, предлагать и отстаивать свои варианты – например, для увеличения площади игрового поля пришлось пожертвовать рядом беговой дорожки. Зато спортивную площадку построили соответствующую всем ожиданиям!

 – Как удалось со всеми договориться?

 – Только убеждением, приводя весомые аргументы в свою пользу. Я благодарна городской администрации за помощь, мы плодотворно поработали с Владимиром Ильиных – он умеет слушать, умеет всецело поддержать, если ты доказал правильность своей позиции. Многие вопросы помогал решать Василий Матюшенко, подсказывал решения, подкидывал идеи.

 

Лыжи – любимое увлечение Светланы Калиной

Лыжи – любимое увлечение Светланы Калиной

– Находите время на отдых?

  – От нервных перегрузок спасает только одно – очень люблю детей, обожаю работу учителя. Я – действующий педагог и уроки для меня – как глоток чистого воздуха. На уроках с детьми всё по-честному, нет никакой политики, белое остаётся белым, чёрное – чёрным. Здесь ясен результат – ведь оценки за урок, четверть и за год – это оценки не только ученика, но и учителя.

 – А как же спорт, природа?

 – Вслед за младшей дочерью я встала на лыжи. В этом году участвовала в ВИП-забеге на Лыжне России, сдала норму ГТО. Вместе со мной бежали 11 человек из коллектива школы – чувствую во всём поддержку коллектива.

 – Наверняка вы думали, какие вопросы могли бы курировать, будучи депутатом городской Думы. – Конечно, это вопросы образования, социальные направления. Сегодня идёт процесс введения новых образовательных стандартов. Только пройдя весь цикл, мы сможем делать выводы, а пока наша задача только корректировать новый процесс с неизвестным пока результатом. А поскольку глобальный результат – благополучие наших детей, к реформам нужно подходить со всей тщательностью, тогда они будут во благо. Мы не должны принимать опрометчивых решений. Помните эксперимент с пропагандой раннего обучения с шести лет? Ни за что не отдам внуков в школу в шесть лет – практика показала, что большинству детей трудно как начать обучение, так и выйти из школы во взрослую жизнь в 16-17 лет – рано и трудно. С другой стороны во введении ЕГЭ вижу больше плюсов, чем минусов: вместо двух экзаменов при окончании школы и поступлении в ВУЗ экзамен сдаётся один раз. Я бы несколько пересмотрела саму процедуру проведения, но в целом принцип ЕГЭ поддерживаю.

 – Любой вопрос имеет две стороны медали?

 – Да, поэтому решения нужно принимать обдуманно, оценив и взвесив разные, часто противоположные, аргументы. Как и жизни – лёгких путей не бывает, нужно искать себя, искать позитивные моменты, справляться с трудностями. Иногда можно просто сесть за руль и ехать – дорога успокаивает, позволяет побыть наедине с мыслями. Но чаще всего нужно выступать в авангарде и делать всё, что возможно, чтобы изменить  жизнь к лучшему.