Крым. Дорога к морю

Крым. Дорога к морю

09.09.2019 Выкл. Автор Admin

Каждый год инструкторы Зеленого дозора планируют поездку по России. Эти экспедиции давно стали традиционными, правда путешествие на Белое море, Соловки и в Карелию снова откладывается, но это лишь повод, чтобы проложить другой маршрут. В этом году инструкторам посчастливилось открыть для себя Крым и поймать теплый привет от Черного моря ещё в апреле.


Подготовка
Билеты на самолёт покупали заранее и всё планировали тоже загодя. Путешествие в Крым мы выбрали на 23-30 апреля. Интернет обещал, что в это время в Крыму уже всё цветёт, даже камни. Еще одна причина выбора этого месяца: толпы туристов еще не нахлынут, поэтому отдых обойдется без очередей к достопримечательностям и пляжам.
В подготовку входила полная транспортная, жилищная и экскурсионная логистика, а точнее – на чем выехать из аэропорта, как устроена транспортная связь между городами, что мы хотим посетить, где мы хотим жить и как это между собой связывается. На «десерт» у нас остался вопрос «что с собой брать?» – мы не хотели везти багаж, планировали обойтись ручной кладью, о правилах наполнения которой тоже надо заранее ознакомиться. Прогноз не обещал жару, поэтому вещи мы взяли на разную погоду, городского рюкзака на 30 литров хватило, надо только правильно сложить.
Обязательно нужно подумать о способах оплаты и средствах связи. В Крыму нет наших мобильных операторов и российских банков, соответственно, надо запастись наличными и быть готовыми к тратам на местную связь.
Вывод, особенно для тех, кто впервые на полуострове, хорошо импровизировать, когда есть план, так вот план — это главное.
Наступило утро старта нашего путешествия. Так как не сезон, прямых рейсов Екатеринбург- Симферополь не было, только с пересадкой в Москве. Аэропорт «Кольцово» приятно удивил, чего не скажешь о московском «Шереметьево». Уральский – такой уютный, стильный и располагающий. Полет в Крым вызвал новые интересные и даже восторженные ощущения. «Аэрофлот» сделал всё, чтоб пассажиры чувствовали себя комфортно: еда, напитки, увлекательные журналы. Вечером 23 апреля почти на закате нас встретил новый аэропорт Симферополя.
Симферополь – город парков
Мы пробыли в этом городе почти сутки, но впечатлений набралось немало.
Первое, что сделали еще по прилету — купили sim-карту местного оператора «Волна». И этого нам хватило: мы звонили на местные номера, пользовались Интернетом и соц. сетями.
На выходе из аэропорта нас толпой встретили местные таксисты, зазывая сразу немедля отправиться в Ялту, пришлось каждому объяснять, что нам не надо сейчас в другие города, чему таксисты искренне удивлялись. Как мы поняли уже сидя в автобусе, в Симферополе мало кто остается на ночевку с мыслью побродить и по этому крымскому городу. Все сразу едут к курортам полуострова. В отель мы заселились уже затемно, хотя и не поздно: здесь нет белых ночей, и темнота накрывает город часов в девять вечера, к этому надо привыкнуть.
В планировании каждого крымского дня нам очень помог сервис «Яндекс-карты». Посмотрев карту, мы обнаружили, что, двигаясь пешком по Симферополю, охватим пять парков и скверов города и как раз выйдем на остановку транспорта, который довезет нас до Ялты.
В чем интерес парков? Через Симферополь по центру протекает река Салгир, а это самая длинная река Крыма — 232 км. Каково было наше удивление, что можно идти вдоль набережной Салгира и нигде не надо обходить светофоры или целые кварталы, как, например, в Екатеринбурге, либо есть пешеходный переход прямо с набережной, либо мост с пешеходной дорожкой внизу. Один такой мост нам особенно запомнился: из встроенных колонок звучал русский рок. Мы любовались рекой, розовыми яблонями, каштанами и другими неведомыми нам деревьями и совсем не беспокоились о дорогах и машинах. И нельзя сказать, что Салгир крупная река, совсем нет, она меньше Исети раза в три, но с какой заботой сделана эта длинная набережная… И все парки нанизаны как бусины на берега реки. Парки пока в процессе благоустройства, но уже видно, что этому уделяют повышенное внимание. Мы решили, что администрация города, зная прекрасно, что город в центре полуострова, где ни гор, ни моря нет, а вековых достопримечательностей не так много, выделили средства на благоустройство ландшафта Симферополя.
Мы посмотрели парк имени Гагарина с озером и лебедями, Екатерининский сад, Ботанический сад имени Багрова, в котором находится Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского с научно-исследовательским институтом. Так мы прошли десять километров вдоль реки и добрались до остановки. От Симферополя до Ялты 80 километров, и на линии ходит троллейбус.
Конечно, мы устали, но, когда троллейбус спустился к югу и поехал по береговой линии Черного моря, виды за окном вдохновили нас: справа горные массивы крымских гор, слева далеко внизу манит синевой Черное море. Мы ехали и ждали встречи с морем.
Ялта – город для души
В Ялте мы прожили четыре неполных дня, расставались с грустью: город навсегда остался в душе путешественников.
Ялта отличается от Симферополя: она как бы спускается с гор к морю. Не передать эмоции от встречи с морем. Хотелось его трогать, ощущать, фотографировать и передать это через расстояние друзьям. Но это все на потом, а сначала надо добраться до отеля и заселиться, в этот раз в СПА-отель «Ливадийский». Мы сразу поняли, как классно, что мы взяли номер с видом на море, прямо на побережье. Засыпать и просыпаться под шум волн божественно. Завтрак в отеле предусматривал шведский стол на красивой террасе с видом на Ялтинский залив. И с прогулкой повезло: выходишь из отеля и идешь по длинной набережной до центра. В центре есть пляж из гальки. От местных мы услышали, что апрель нынче выдался холодным, обычно в этом месяце намного теплее и можно купаться. В этом году море не прогрелось, поэтому все просто сидели на берегу: парочки, родители с детьми, туристы, смотрели на волны и кидали камушки.
На экскурсионном пароме мы съездили в поселок Гаспра посмотреть на замок «Ласточкино гнездо», что расположился на отвесной скале. Посетили императорский «Ливадийский дворец», ко дворцу вышли тоже из отеля и прошли через Ливадийский парк по бесконечным лестницам, которыми из-за горного рельефа вымощена вся Ялта.
Так как мы любители пеших прогулок, то решили отправиться пешком в Массандровский дворец, на другой стороне залива, карты нам показывали недолгий путь, всего в 6-7 километров, но мы совсем забыли о рельефе и лестницах, поэтому шли до дворца часа четыре. К нему нас вел Массандровский парк, это парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения, основанный в первой половине XIX века. В парке не слышно машин, тихо и уютно, над головой пальмы и кипарисы. Массандровский дворец отличается от стандартного понимания дворцов. Он небольшой, без помпезной позолоты и массивных колон, но, находясь на высокой точке, выглядит необычно.
По вечерам набережная наполнялась музыкой, стихами, песнями и театральным творчеством, что создавало особую атмосферу для отдыхающих, тепло сближало туристов и горожан. В последний день перед отъездом потеплело, и мы пошли на пляж, море прогрелось только у кромки берега, где скопилось огромное полчище медуз, поэтому мы просто позагорали. Расставались с Ялтой грустно, а впереди ждал Севастополь.

Город-герой Севастополь
Севастополю мы посвятили два дня. Приехали засветло, быстро заселились в Moramar Hotel и поспешили в парк имени Анны Ахматовой, с которого открывается вид на Песочную бухту. Здесь мы увидели закат: неподражаемая небесная феерия, которая собирает романтиков в парке, на берегу моря. Когда последний луч уходит за горизонт, люди начинают расходиться. В таком вдохновленном состоянии мы продумывали планы на оставшиеся дни: Военно-исторический музей фортификационных сооружений в Балаклавской бухте и Музей-заповедник «Херсонес Таврический».
До Балаклавы ходят автобусы, так что добрались без проблем. Туристов, желающих посмотреть бухту и музей подлодок, весьма много, и в большинстве это мужчины, оно и понятно. Балаклавская бухта – одна из самых удобных для швартовки кораблей, это бывшая база подводных лодок, она узкая (200-400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна…
После музея подводных лодок мы поднялись на одну из возвышенностей скалистого берега – гору Крепостная, на которой расположился ансамбль древних сооружений: генуэзская крепость Чембало. Вечер мы провели на набережной Севастопольской бухты, той самой, где стоит знаменитый памятник Затопленным кораблям. Мы слушали уличных музыкантов, смотрели на паромы и яхты, ловили праздничное настроение Пасхи и любовались закатом.
Херсонес Таврический расположен в шаговой доступности от отеля. Эти руины тоже произвели впечатление. Я давно хотела посмотреть на древнегреческий город и сохранившиеся колонны Базилики. Идешь, читаешь описание и представляешь, как по этой брусчатке лошади везли чью-то колесницу, видишь греков в их в туниках и сандалиях, вспоминаешь мифы Древней Греции – от разыгравшегося воображения мурашки по коже. В такие моменты жалеешь, что не стала историком, так хочется знать всё-всё, что здесь происходило в течение огромного количества лет: Херсонес был основан в 424/421 годах до нашей эры, и городская жизнь непрерывно поддерживалась вплоть до конца XIV века.
Севастополь мне чем-то напомнил Питер, может, по характеру и атмосфере: здесь расположена главная военно-морская база Черноморского флота России… Но это не Питер. Севастополь солнечный и летний “Славный город”.
Прощание с морем
Перед вылетом в Екатеринбург мы переночевали в Симферополе в том же отеле – специально так рассчитали, чтобы прийти в себя и улететь без панических сборов. Обратный полёт также с пересадкой в Москве. Мы опоздали с электронной регистрацией, и места нам достались за крылом. На обратном пути мы, по обыкновению, анализировали путешествие. Главный «провал» маршрута: мы не попали на Ай-Петри. Это, пожалуй, самая популярная Крымская гора высотой 1234 м. В наш приезд основной транспорт для поднятия наверх, фуникулер, не работал. В море мы не плавали, – оно ещё холодное, в бассейне с солёной водой тоже: не взяли сменную обувь, кто бы знал, что надо.
В остальном мы радовались. Мы поняли, что, совершая пешие прогулки, мы посмотрели гораздо больше и прониклись Крымом глубже, чем если бы мы взяли автобусные туры.
Опять же с машиной на прокат возможности возрастают: можно увидеть много достопримечательностей в глубине полуострова, жаль, что у нас пока маленький стаж вождения. Так как мы смогли максимально подготовиться к путешествию, никакие форс-мажоры на нас не обрушились.
Крым развивается, сфера услуг обновляется согласно новым требованиям общества, ведется строительство новых отелей. Немного жаль старые санатории, многие стоят как безгласые памятники советской архитектуры, сколько же соотечественников здесь в советское время поправляли здоровье и отдыхали! А теперь стоят пустые здания, и их еле заметно из-за выросших кипарисов.
Крым оставил приятные воспоминания, и что важно, желание вернуться и советовать друзьям посетить это чудесное место нашей необъятной России.
В Екатеринбург мы прилетели на закате, рассматривали в окно белые пятна снега. Из лета мы попали почти в зиму. Потом нас ждал автобус до Североуральска. Это странно: прилететь из Европы в столицу Урала за четыре часа и восемь часов ехать на север области, а еще непривычно после сервиса Аэрофлота ощущать всю прелесть услуг Северного автовокзала.

Александра Карпушева.