Как решать проблемы в учебе?

Как решать проблемы в учебе?

24.01.2022 Выкл. Автор Admin

На этот вопрос попытались ответить участники первого в новом году аналитического семинара, прошедшего в Центре психолого-педагогической помощи «Остров».

Кроме специалистов «Острова», в семинаре приняли участие психологи образовательных учреждений, воспитатели, учителя начальных классов и заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе.

Руководитель Службы ранней помощи центра «Остров» Анна Трушина и руководитель лаборатории «Школьные трудности» Анна Глазкова напомнили педагогам, что многие проблемы в учебе обусловлены недостатками в развитии и воспитании детей в раннем и дошкольном возрасте.

Если с первых дней жизни не заниматься формированием основных умений и навыков, то в будущем ребенка ожидают трудности при письме и рисовании, неумение работать по алгоритму, нарушение эмоционального развития и отставание в учебе.

– Сегодня родители стараются с раннего возраста уделять внимание интеллектуальным занятиям с ребенком, не понимая, что первую скрипку в развитии играют базовые навыки, физические упражнения, игры, общение со сверстниками и родителями, – говорят психологи.

Их очень беспокоит, что у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит игровой деятельности, нет «дворовой» культуры, а занятые папы и мамы переключают внимание ребенка на гаджеты, сводя личное общение до минимума.

– Некоторые родители думают, что если ребенок научился нажимать нужные кнопочки в телефоне или компьютере, то он очень умный. Но при поступлении в школу у таких деток наблюдается недостаточная концентрация и слабая переключаемость внимания, неумение работать в темпе класса, отвлекаемость, – подчеркнули Анна Трушина и Анна Глазкова. – Гаджеты не дают должного развития, это цифровая пустышка!

Каждый год педагоги-психологи центра «Остров» проводят диагностические исследования, анализируют степень готовности к школьному обучению, особенности адаптации первоклассников и, основываясь на полученных данных, дают рекомендации педагогам и родителям.

Исследования в текущем учебном году показали, что 73% нынешних первоклассников умеют выделять главное, но 27% испытывают с этим проблемы. 84% продемонстрировали неплохое логическое мышление (умеют работать по образцу, видят причины и прогнозируют последствия), остальные ребята, к сожалению, отстают от сверстников. Практически у всех первоклашек развита кратковременная речевая память (что является безусловным достижением, так как в 2019-2020 годах этим могли похвастать 76% и 78% детей, соответственно). Однако зрительная память у 19% учеников не на высоте.

Кроме того, у нынешних первоклассников лучше развиты моторно-графические навыки по сравнению с данными прошлых лет, и в этом большая заслуга педагогов дошкольных учреждений. Но стали проявляться первые признаки «нарциссизма».

– Это очень серьезный сигнал! К сожалению, многие конкурсы, фестивали и другие мероприятия в наших образовательных учреждениях невольно формируют зацикленность на личных успехах, – обратила внимание собравшихся директор центра «Остров» Татьяна Лебедева. – Поэтому необходимо перестраивать свою работу так, чтобы ученики и дошкольники понимали важность коллектива и командной деятельности.

Но, пожалуй, больше всего встревожила психологов и педагогов значительно сниженная учебная мотивация у нынешних первоклашек. Чтобы скорректировать выявленные особенности у ребят, специалисты «Острова» посоветовали коллегам работать в связке с психологами и родителями. Центр психолого-педагогической помощи готов проводить обучающие семинары по заказу образовательных учреждений.

Светлана ЕРМОЛОВА, фото автора.