Ирина Козина: «Я друг и помощник»
22.01.2023Указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Важно не только воздать должное уважение нашим учителям, но и повысить интерес молодежи к педагогике – такова основная задача Года педагога и наставника.
В стране состоятся мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учитель. Это форумы и конференции, конкурсы и телешоу. Ключевыми мероприятиями Года станут «Большая учительская неделя» и «Форум классных руководителей», а в День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце.
Редакция газеты «Наше слово» не остаётся в стороне и планирует на своих страницах дать возможность североуральцам познакомиться с лучшими педагогами города, с наставниками, «поставившими на крыло» не одно поколение молодых людей.
Знающие люди объяснили, что наставниками назвали тех, кого на производстве или в школах прикрепляли к новичкам. Труд наставника всегда был оплачиваем. И сегодня во многих коллективах есть старшие товарищи, которые подскажут и помогут молодым рабочим или специалистам. Но, наверное, пришло время, когда слово «наставник» надо воспринимать гораздо шире, чем просто «прикреплённый опытный к неопытному».
В первой половине января, когда у студентов Североуральского политехникума ещё продолжались каникулы, мы встретились с преподавателем, которого коллектив рекомендовал как «наставника».
Ирина Олеговна Козина работает в системе профтехобразования с 1991 года, окончила Уральский политехнический институт по специальности «промышленное и государственное строительство», в Североуральском политехникуме преподаёт дисциплины, связанные с автомобильным профилем.
– Раньше, когда было начальное профобразование (НПО), профессия называлась «автомеханик», а сейчас специальность получила название – «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», – начинает наш диалог Ирина Олеговна.
– Сложно, наверное, преподавать женщине мужскую специальность. Ирина, есть ли у вас собственное педагогическое кредо, свои педагогические находки, которыми вы бы смогли поделиться?
– Я думаю, это прежде всего, найти подход к любому, кто пришёл учиться, принять его таким, какой он есть. Когда ко мне 1 сентября приходят новички, неважно на специальность они поступили или в Уральскую инженерную школу пришли учиться, где я тоже преподаю, я им всем говорю: здесь кабинет, который начинается с «нуля». Мне не важно, любили вас учителя или не любили, как вы себя вели, какие у вас были оценки, – говорю я им. Вот как вы себя проявите здесь, так и будем дальше жить. Стараются ребята. Меня же все любят, – улыбается Ирина Олеговна.
– Чем вы занимаетесь со студентами, помимо учебы?
– Мы много разговариваем с ребятами, я привожу примеры из личного опыта, например, что связано с правилами дорожного движения. Я не скрываю от них свои ошибки, чтобы ребята понимали, что от ошибок никто не застрахован, но умный человек учится на чужих ошибках.
– Считаете ли вы, что педагогу, наставнику необходимо постоянно учиться, повышать квалификацию?
– Конечно, я постоянно повышала квалификацию, получила второе образование, связанное с возможностью преподавать согласно новым ФГОСам. Надо всегда учиться, новое для себя находить, интересное. Мы с ребятами взаимно обучаем друг друга. Они меня учат пользоваться какими-то программами в компьютере и телефоне, настроят, покажут. Я с ними на равных. Они для меня как детки. Они меня «мамулей» зовут, многие. Сегодня я у них наставник, учу их, а завтра – они мои наставники. Когда мне нужна помощь, обращаюсь к своим выпускникам, и они мне помогают.
– Ирина Олеговна, когда мы с вами договаривались о встрече, Вы категорично отказались называть себя наставником. Почему?
– Я не наставник. Я – друг и помощник. Наставники с молодыми преподавателями работали, и им за это деньги платили. Я официально наставником никогда не была. Была всегда помощником. Когда ребята молодые приходят к нам работать, обращаются с вопросами – всегда помогаю, никому ни разу ещё в жизни не отказывала: и программу помочь написать, и урок провести.
– В Год педагога и наставника что лично вы, как человек, который часть жизни отдал педагогике и наставничеству, хотели бы получить?
– Я не до конца понимаю, кто такой наставник, но я знаю, что людей надо понимать, уважать и ценить, поступать с ними так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой. Времена сейчас нелёгкие, поэтому в Год педагога и наставника от государства хотелось бы больше внимания.
– Есть у вас девиз по жизни?
– Собака лает – караван идёт, – есть такая пословица. Несмотря ни на что надо помогать друг другу, всё должно быть в этой жизни взаимно, без ожидания благодарности. А если вот тебе сделали доброе дело – помни об этом всегда. Так моя мама меня учила. Учила быть благодарной.
Действительно, наставничество – педагогический феномен. Основная цель наставничества – воспитание «компетентностных специалистов» среди молодых коллег. Наставник – это призвание. Он не равнодушен к своему профессиональному наследию. Наставник – личность яркая, постоянно развивающаяся, это тот, кто «наставляет на путь истинный», кто готов протянуть руку помощи входящему во взрослую жизнь человеку.
Беседовала Полина ЛОГИШ.Фото из архива Ирины Козиной.