Грустное прощание со школой

Грустное прощание со школой

13.10.2020 Выкл. Автор Admin

Впервые за много лет День учителя я встречаю не в родном коллективе коррекционной школы, а в статусе «Пенсионер России». Непривычно и грустно…

Проходит перед глазами в эти дни вся моя учительская судьба, особенно непреднамеренное её начало и непредвиденный конец.

Начало

1959 год. Я выпускница средней школы села Таборы в глуши Свердловской области. Живу, как и все мальчики и девочки, съехавшиеся со всего района, в пришкольном интернате. Училась я старательно, серьёзно готовилась к выпускному экзамену. В общежитии шумно, и я, прихватив байковое одеяло, убегала на реку Тавду. Там, расстелив его на берегу, лежала и учила экзаменационные билеты. Только потом мне объяснят, что весной нельзя лежать на холодной земле. И случилась беда.

Однажды ночью я вдруг стала задыхаться, поднялась высокая температура. Дежурная по зданию вызвала скорую, меня отвезли в районную больницу. Оказалось, воспаление лёгких. Доктора постарались быстро снять острый период и, не долечив, выписали, чтобы я могла окончить школу.

Успешно сдав выпускные экзамены и получив аттестат, похудевшая, усталая, но счастливая, я вернулась домой в деревню. И тут мама обратила внимание на блеск в моих глазах и яркую румяность щёк. Она повела меня в местный медпункт. Фельдшер, измерив температуру и прослушав лёгкие, сказала, что я все экзамены была с хронической температурой и у меня серьёзное заболевание лёгких. Отчим на катере повёз меня в больницу. Там с диагнозом «пневмосклероз» я пролежала всё лето.

В августе меня даже направили в Свердловск решать вопрос об операции. Областные профессора приняли решение пока её отложить, дескать, организм молодой, справится (операция потом всё-таки случится в 20 лет, и я буду жить и работать практически с одним лёгким). Дали рекомендации встать на диспансерный учёт и два раза в год проходить курс профилактического лечения.

Так рухнули мои мечты поступить в вуз. Папа мечтал, что я продолжу его профессию и стану врачом. Учитель немецкого языка Отто Иосифович готовил меня в иняз, хотел, чтобы я стала переводчиком или учителем немецкого языка. Вернулась в деревню и не знаю, что делать, как дальше жить? И тут учительница нашей поселковой школы предложила мне поработать пока с ней вторым педагогом и повезла меня в Районо. Там с радостью меня приняли, только мудрая заведующая отделом образования предложила поехать учить детей не в свою, а в другую деревню района, где меня не знают, как Любу, а будут встречать Любовь Семёновну.

Мне 16 с половиной лет, а у меня ещё даже паспорта нет в связи со сложившимися обстоятельствами. Срочно вернулась в деревню, в сельсовете получила паспорт, и 17 августа был написан приказ о назначении меня учителем начальных классов деревни Ново-Ермаково Таборинского района.

Мама отдала свои наручные часы, купила мне брезентовые полуботиночки. Так в школьной форме с белым воротничком, с косичками-хвостиками я предстала перед моими первыми учениками.

Когда заведующая школой В.Коркина представила меня детям на первой школьной линейке, мои четвероклассники прыснули от смеха в кулак, они на голову были выше меня. Школа малокомплектная, и повела я сразу два класса – второй и четвёртый.

С чувством глубокой благодарности и признательности вспоминаю свою наставницу Валентину Филипповну. Только благодаря ей, я постигала азы учительской профессии. У неё семья: муж-тракторист колхоза, двое сыновей, полный двор домашних животных, а она, управившись с хозяйством, каждый вечер приглашала меня к себе. Вечерами подолгу учила писать план сразу для двух классов на каждый урок следующего дня. С высоты прожитых лет я оцениваю это как её учительский подвиг. Какими преданными профессии, какими настоящими жертвенниками были учителя-наставники в те далёкие годы!

Два года успешно отработав, изменив своей мечте, я продолжала работать учителем. В 1961 году я поступила заочно в Свердловский педагогический институт на впервые открывшийся факультет начальных классов. И в том же году наша семья переехала в Североуральск. Таким вот абсолютно непредвиденным получилось начало моей профессии, которой я посвятила 61 год.

Конец

2020 год. Окончание моего учительства тоже получилось нестандартным и неожиданным. В этом году оканчивали школу мои последние ученики Алина Гасимова и Данил Терехов. Начиная с ними девятый класс, в сентябре прошлого года я пообещала, что мы вместе торжественно завершим нашу школьную историю. В конце моего учительского труда судьба сделала мне настоящий подарок – этих двух замечательных детей с обучением на дому и их удивительные семьи, ставшие близкими мне и дорогими. Старательные прилежные ученики Алина и Данил знакомы с детского сада и до сих пор тепло общаются. У них заботливые любящие родители, которые делают всё для поддержания здоровья детей, для их развития и социализации.

Мама Алины Зоя Алексеевна учит дочь всем премудростям домашнего хозяйства. Её материнский подвиг и подвиг докторов Института травмотологии и ортопедии имени доктора Илизарова подняли девочку с колен, поставили на ноги. Алина ходит, она выросла и стала красивой, доброй, воспитанной девочкой. Старательная, прилежная и самостоятельная ученица, она окончила школу только с хорошими оценками. Сейчас пытается найти работу, встала на учёт в Центре занятости.

Даня – колясочник. Мама Евгения Владимировна приобрела для него беговую дорожку, на которой настойчивый мальчик каждый день упорно учится ходить. Данил любит машины, знает все марки, мечтает когда-нибудь сесть за руль. Сказал, что в 25 лет на машине увезёт меня на дачу. Дождаться бы. Евгения Владимировна поддерживает увлечение сына, выписала ему десятки моделей разных марок машин. В доме стерильность и чистота, потому что мама – фармацевт. Чёткий режим дня приучает мальчика к дисциплине и порядку. Меня всегда удивляло и поражало, сколько времени и терпения потребовалось маме Данила за годы обучения, чтобы каждый раз подготовить сына к урокам.

Теперь у нас всё позади. Пандемия коронавируса спутала все планы. Школа для моих учеников и для меня завершилась совсем не так, как мы хотели. Не было трогательного последнего звонка и незабываемого выпускного вечера. Мамы пришли в масках в кабинет директора, расписались и получили выпускные документы. Я после отпуска также тихо и буднично получила трудовую книжку.

Уже прошло лето, ограничения всё ещё не сняты. Я подготовила Алине и Данилу портфолио и непременно организую наш выпускной вечер. Поблагодарю их за плодотворную совместную работу, за то, что мы стали родными и пожелаю Алине и Данилу здоровья, успешной и счастливой судьбы.

Ещё непременно хочу красиво попрощаться с родным коллективом. Вспомнить, сколько вместе пройдено, поблагодарить моих внимательных и уважительных коллег, всех наших замечательных работников. Идут дни, а мне кажется, что я всё ещё там, вместе с ними продолжаю работать. Не верится, что это ложные ощущения присутствия.

Через газету поздравляю школу, моих теперь уже бывших коллег с нашим профессиональным праздником и желаю им стойко пережить все моменты, связанные с пандемией, вернуться к нормальному ритму школьной жизни, к новым педагогическим успехам и победам. Здоровья всем вам, мои дорогие!

Любовь ДОЛМАТОВА.