Экскаватор требует уважения!
03.10.2019Летом на промплощадке РУСАЛа проходил заводской этап корпоративного конкурса «Профессионалы РУСАЛа». За победу в восьми номинациях сражались более 80 участников.
Бригадир экскаваторной бригады Александр Корольков 35 лет отработал на Петропавловском известняковом карьере. Пять раз участвовал в конкурсе, а в этом году впервые стал победителем в номинации «Рабочие профессии – экскаваторщик».
– Александр Васильевич, наблюдая за вашей работой, удивляешься, насколько легко вы управляете огромной машиной, как послушна она в ваших руках.
– В нашем деле важно знать механику и чувствовать машину. Экскаватор требует к себе уважения.
– Александр Васильевич, вы за рычагами экскаватора 35 лет. Чем вас привлекла эта профессия?
– В 10 классе увидел огромные электрические погрузчики и понял – мое! В начале 70-ых годов специальность машиниста экскаватора была престижной и высокооплачиваемой. Закончил городское профтехучилище и пошел работать на Петропавловский известняковый карьер. Застал еще американские «Бьюсайрусы». В 2000-м у нас на карьере появились экскаваторы УЗТМ. На погрузке нужны точность, расчет. Я сам оцениваю обстановку, сам мысленно черчу схемы движения машины, и сам их выполняю. Но все это приходит с опытом. Эта самостоятельность и привлекает.
– Со стороны посмотреть – все легко и просто, двигай рычагами, перелопачивай кучи и все. Совсем не романтично, даже скучно.
– Неправда! В работе экскаваторщика есть своя изюминка. Мы считаем ковши, вымеряем известняк на влажность, на засоренность, на фракцию. Важно даже качество пыли: глинистая она или сухая. При погрузке мы обязательно учитываем эти факторы. Я за смену трижды поменяю кабины экскаваторов – у нас на каждой фракции свой погрузчик плюс дозаторщик. Где уж тут скучать.
– В конкурсе «Профессионалы РУСАЛа» вы участвуете в пятый раз, но в призерах до сих не были. Что помогло на этот раз добиться победы?
– Хороший глазомер, твердая рука, расчет и азарт. Я хотел проверить себя. Знаете, как это бывает у спортсменов, надо доказать, что мне это под силу. Я твердо решил победить и победил.
– Одно из заданий конкурса – закрыть спичечный коробок. Это упражнение высшего пилотажа. Вы специально готовились к конкурсу?
– Нет, не готовился. Каждая моя смена – тренировка. Она длится 12 часов. В день отгружаем до четырех составов. Восемь-девять ковшей – и 70-тонный вагон полон. Состав из 10 вагонов гружу за час. За годы работы на ПИКе действия отточены до автоматизма, лишних движений не делаю.
– Может быть, советовались с опытными конкурсантами, делали работу над ошибками?
– Советчиков у меня не было. Я сам был в роли наставника. Одним из соперников был мой сын Евгений. Мы работаем в одной бригаде. Вот ему я чуть не проиграл. На погрузку известняка он потратил меньше времени, чем я. Но по сумме баллов за теорию и практику я его обошел.
– Что было самым сложным в конкурсе? Как вы оцениваете своих соперников?
– Все участники – профессионалы своего дела. Мы обычно соревнуемся с ребятами из цеха транспорта и шихтовки. И площадки для выполнения практических заданий каждый год меняются: один год конкурс проходит у нас на ПИКе, другой – на шихтовальном складе. В этом году мы у себя принимали соревнования. Дома и стены помогают, ведь управляли мы привычной машиной. А самым сложным было закрыть спичечный коробок. Мы же практически вслепую опускаем ковш экскаватора.
– Как бы вы продолжили фразу «Профессионал РУСАЛа – это…»?
– Для меня это человек ответственный. За себя, свою работу, машину и предприятие.
Интервью взяла Людмила Ильина. Фото автора.