Дневник сплавщиков, или Новым маршрутом по Чусовой

02.09.2020 Выкл. Автор Admin

Команда дозорных из Екатеринбурга, Североуральска и Ивделя под руководством членов Свердловского отделения Русского географического общества сплавилась по маршруту от села Мартьяново до деревни Усть-Утки – это более 60 километров по реке Чусовой в течение пяти дней. В команде дозорных и их друзей – 15 человек: эко-просветители, филологи, биолог, видеографы, повара, вожатые – это работающие профессионалы, студенты и старшеклассники. Такой состав группы располагал к интересному, обучающему и познавательному сплаву.

«Ни один вопрос об истории края, его природе и топонимике не остался не отвеченным, – рассказывает Александра Карпушева, руководитель Движения «Зелёный дозор», член РГО. – Для того и нужны такие «лёгкие» экспедиции по родному краю, чтобы пробуждать интерес не только у школьников, но и у взрослых. Во время путешествия ребята писали дневник сплавщиков, представляем выдержки из их записей».

Запись Александры Чесноковой «Тренировка, проверка снаряжения, инструктаж»:

«Началась подготовка к сплаву: познакомились между собой (некоторые видели друг друга впервые), проверили снаряжение, провели инструктаж по технике безопасности. Завтра старт, все участники готовы, как и плавсредства: два катамарана и байдарка.

– Ни разу в жизни я ещё не сплавлялась! Приехала, чтобы испытать новые ощущения, получить опыт. Для меня это всё кажется очень волнующим. Нравится команда, все добрые и позитивные, – поделилась ожиданиями Валерия Туева из Североуральска».

Запись вожатой сплава Алины Морозовой ««Викинги» и «Самураи» на Чусовой»:

«Утром наша команда, погрузив вещи в заказанную заранее машину, отправилась до села Мартьяново. Три часа в машине с шутками и перекусом пролетели незаметно. В этот день солнце ещё не жарило, погода была комфортной. Собирать катамараны и байдарку – на самом деле долгое и кропотливое занятие, ведь на этом транспорте тебе самому потом плыть, а значит, ничего нельзя упускать. Пока команды собирали свои плавсредства, готовился обед, мимо нашей стоянки рыбаки переходили реку Чусовую пешком, машины переезжали, не зачерпнув воды в карбюратор. Ребята, которые в прошлом году прошли Чусовую практически пешком из-за низкого уровня воды, напряглись: как бы история не повторилась. Но стало понятно, что это брод, своего рода «сокращёнка».

Перед отправкой экипажи по традиции дали названия своим суднам. Первый катамаран наименовал себя «Викингами», а у второго название менялось, так как с самого начала ему дали имя «Дед». Все знают, что «как корабль назовешь, так он и поплывёт», вот у «Деда» и хрустнула жердь под одной тяжёлой коробкой. Быстро исправив неполадку, экипаж назвался «Самураями». Стартовали в 17.00 после ещё одного, очень подробного, инструктажа по технике безопасности.

Первый, тестовый, отрезок пути получился размеренным, участники проплыли всего пять километров и встали на первую ночевку, выбрав потрясающе красивое место с оборудованной стоянкой».

Запись биолога сплава Екатерины Шутовой «Доплыть до Илима! 26 км»:

«Тихие всплески воды, крики лесных птиц и жужжание назойливых насекомых. На экране пока что не севшего телефона высвечивается время – шесть часов утра. Знаете, этот феномен экспедиций, когда в первые дни ты полон впечатлений, ожиданий и с лёгкостью встаёшь, даже раньше объявленного подъёма? Через пару дней о таких подъёмах можно забыть, а пока наслаждаемся ранним утром на Чусовой.

Стоянку мы выбрали очень удачно: с берега открывается удивительный вид на виновницу нашего приключения. Сейчас она, река Чусовая, особенно живописна – тишина, скалы на противоположной стороне, пробивающиеся сквозь густой туман, который больше напоминает пар. Даже когда мы спим, лес живёт своей жизнью. В байдарку залезла жаба, к лагерю подлетела кедровка, а стоит войти в воду, как вокруг ног собирается «толпа» любопытных мальков.

Понемногу просыпается наша команда. Посиделки у костра постепенно перетекают во вкусный завтрак и обсуждение планов. А планы грандиозные: предстоит проплыть 25 км за день.

Мне посчастливилось стать частью команды ката «Самураи». И это была отличная возможность ощутить один день сплава, как все пять, ведь приключений у нас было хоть отбавляй. За восемь часов мы успели заняться поиском утопленной бутылки, бесчисленное количество раз спрыгнуть с ката, попав на мель, а также разгадать загадку, почему мы не можем плыть прямо? И хотя команда наша с завистью посматривала в сторону легко плывущих байдарки и катамарана «Викинги», впечатления от второго дня, вероятно, останутся в моей памяти до конца жизни.

Не обошёлся этот день и без открытий. На одной из стоянок мы увидели крупный камень с окаменелостями, на мой взгляд, это брахиоподы и мшанки – водные беспозвоночные животные. А от количества стрекоз из семейства «Красотки» иногда просто перехватывало дыхание. Спустя даже не 25, а 26 км мы прибыли на место ночёвки – урочище Илим.

Руки и плечи сводит от непривычной боли, все открытые конечности обгорели на солнце, но лагерь сам себя не разобьёт и вещи сами себя не выгрузят. Преодолевая усталость в теле и боль в мышцах, занялись кухней, костром, установкой палаток. И пока кипит работа, отмечаем биоценоз, который для нашего родного северного края непривычен. Ромашки альпийские фиолетовыми звёздочками рассыпаны на скалах, туда-сюда снуют мелкие грызуны, коршуны парят над лагерем, выискивая пропитание, идет спокойный разговор о замеченной неподалёку от лагеря змее.

День закончился вкусным ужином, о котором некоторые из нас мечтали с самого утра, обменом впечатлениями, планированием следующего дня и песнями под гитару. Завтра подъём будет точно не таким лёгким, как сегодня».

Запись именинника Артема Анисимова «День рождения в праздник Ивана Купалы на Чусовой»:

«Ещё ни одно утро на сплаве так хорошо не начиналось: в этот день мне исполнилось 15 лет. На утреннем кругу за завтраком я получил от сплавщиков тёплые поздравления и приятный подарок. Такое начало дня на Илиме дало хороший настрой на предстоящие события помимо гребли: уже бывавшие в этом месте ребята, провели для сплавщиков экскурсию по окрестностям урочища со скалы, которая возвышается над стоянкой и с которой открывается невероятный вид на изгибающуюся змеёй Чусовую.

Я пересел с байдарки на катамаран в качестве кормового, а прошли по реке мы около 17 километров: от урочища Илим до стоянки неподалёку от села Сулём.

Сулём – небольшое село на берегу Чусовой, основанное в 1671 году. Получается, что село возникло раньше Петербурга на целых 30 лет. Остановку в Сулёме мы сделали с двумя целями: найти магазин и посетить музей под открытым небом. К сожалению, когда мы причалили, магазин уже не работал, так как представлял из себя передвижную автолавку с «плавающим» графиком. А вот в музее мы побывали. Экспозиции размещены прямо на берегу Чусовой под открытым небом и посвящены сплавщикам былых времен, когда река была полноводной. Отдельный памятник сделан гребцам–рабочим, которые выполняли тяжелую работу: несколько человек загребало большим веслом длиной до 6 метров.

Согласно порталу «Ураловед», река Чусовая – популярнейший туристический маршрут, идеальная река для сплава, особенно для новичков. Никаких серьёзных преград (порогов, «расчесок», завалов) на реке нет, поэтому сплав по Чусовой доступен даже неопытным туристам. За летний сезон по Чусовой проплывает несколько десятков тысяч сплавщиков: на катамаранах, резиновых лодках, байдарках и даже на самостоятельно построенных верандах-плотах.

7 июля отмечается праздник Ивана Купалы, проведение вечерочных игр доверили мне как имениннику. Вместе с ребятами мы сыграли в несколько любимых народных игр, а потом разделились: девочки пошли собирать цветы и плести веночки, мальчики – изготавливать плотик из коры. По традициям праздника Ивана Купалы, девушки в этот день отправляли венок по воде: где он останавливался, оттуда ждали суженого. Ещё одна традиция праздника – прыжки через костёр. Убедившись в безопасности, мы с ребятами прыгнули по несколько раз: кто-то в парах, кто-то поодиночке.

Такой день рождения запомнится мне надолго».

Запись руководителя сплава Анастасии Белослудцевой «Романтика последнего дня»:

«Это был последний день гребли. Впереди всего 9 км до деревни Усть-Утка и… новые впечатления. Разрешили мы себе в этот день грести лениво и размеренно.

А запомнился мне предпоследний день сплава тем, что я сменила катамаран на байдарку. Ребята, ранее на ней плывшие, говорили, что на ней плыть проще, однако я не соглашусь. Байдарка – место повышенной ответственности: нужно уметь держать баланс, правильно обращаться с вёслами, которые ты держишь впервые, при этом на команде вашего судна важная задача – контролировать оба катамарана и помогать в случаях ЧС: ремкомплект находится на байдарке. Маршрут запомнился мне открытием прибрежных родников среди скал; маневренность байдарки позволяла подходить вплотную к берегам и видеть скалистую местность, проплывать меж камышей и разглядывать подводные цветы.

Некоторые из нас не первый раз посещали Усть-Утку, бывалые удивлялись, как же она преобразилась за семь лет! Ухоженные красивые дома и садики, правильные контейнерные площадки, не портящие деревенский пейзаж – команда не переставала восхищаться убранством дворов и улиц по дороге в магазин за мороженым (есть у нас традиция такая в экспедициях).

Стоянка предполагалась подальше от деревни Усть-Утка – на специально оборудованной стоянке Природного парка «Река Чусовая». Это ещё плюсом три километра, итого – 63 км весь сплав. По дороге мы остановились у памятника «Единению России». Это «эпичное» место сплавщики обычно выбирают для старта.

Под Усть-Уткой мы стояли почти сутки до приезда машины за группой: высушили плавсредства, наплавались в Чусовой, насладились пейзажами, пообщались со сплавщиками, которым отправляться в путь – словом, было весело, познавательно и душевно. А мы с подругой всю ночь не спали, разговаривали про звёзды, космос, женское счастье… а о чём ещё говорить 20-летним романтичным девчонкам в звёздную ночь?».

Запись повара сплава Алены Зекиной «До встречи, Чусовая!»:

«Я проснулась с чувством радости, что я уже проплыла все километры, и с чувством печали из-за того, что сплав закончился.

За красиво накрытым столом каждый поделился своими впечатлениями и эмоциями от сплава, и, собрав все вещи, мы отправились из Усть-Утки в Екатеринбург.

Я очень рада, что рискнула и приняла участие в сплаве, благодаря которому я замечательно провела пять дней лета с друзьями, первый раз проплыла на катамаране и байдарке, познакомилась с новыми людьми и получила бесценный опыт».

Пресс-центр движения «Зелёный дозор».