Что наши дети знают о войне?

Что наши дети знают о войне?

19.05.2022 Выкл. Автор Admin

В Управлении образования прошел круглый стол городского методического объединения учителей общественно-научных предметов, на котором обсуждалось преподавание истории Великой Отечественной войны.

Идею о необходимости системного подхода в преподавании истории Великой Отечественной войны выдвинула бывший директор черемуховской школы №13 Зинаида Усманова. Эту инициативу активно поддержали начальник управления образования Ирина Ощепкова и директор информационно-методического центра Вероника Тихолаз.

В круглом столе приняли участие учителя истории, обществознания, географии, биологии, специалисты информационно-методического центра и Управления образования.

– История Великой Отечественной войны, по сути, изучается только в 10 классе, и то в учебнике отведено этому всего шесть параграфов – 63 страницы, – отметила Зинаида Усманова. – Поэтому наша задача – организовать системное обучение по этой теме на протяжении всех школьных лет.

Зинаида Михайловна разработала примерную программу и варианты тем для преподавателей по разным предметам, а также подготовила с помощью специалистов Информационно-методического центра (ИМЦ) буклеты для педагогов школ города и поселков.

Конечно, основная нагрузка предполагается на учителей истории, обществознания, русского языка, литературы и классных руководителей. Но учителям математики, например, было предложено разработать тему «Цифры рассказывают. Великая Отечественная война в статистике». Учителя технологии могли бы посвятить часть уроков будням трудового фронта, производству военной продукции, трудовому вкладу Урала, можно даже солдатскую пилотку изготовить на уроках кройки и шитья! Преподаватели химии и физики могут рассказать о научных открытиях и изобретениях тех лет, биологи – о сельском хозяйстве, подвиге Н.Вавилова, географы – о работе картографов (можно также проследить на картах важные военные операции и перемещение заводов). Учителя иностранного языка могут посвятить уроки разведчикам, работавшим в тылу врага, учителя физкультуры – спортсменам военной поры, учителя изобразительного искусства и музыки – песням военных лет, художникам, которые поддерживали боевой дух и рассказывали о войне языком плаката. Классные руководители – рассказать о подвигах пионеров-героев, семейных историях североуральцев и многом другом.

– Нужно участвовать в вахтах памяти, ухаживать за обелисками, создавать проекты, – посоветовала Зинаида Михайловна и показала участникам круглого стола два сборника с проектами учащихся черемуховской школы. В том числе и по изучению истории улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. И этот проект могут подхватить ребята других образовательных учреждений.

Участники круглого стола поддержали идею и предложили в дополнение свои темы, которые можно обсуждать на уроках предметников. Например, создание пенициллина и медицинские открытия в годы войны, сохранение семенного фонда, изменение рельефа местности после бомбежек и военных действий, перевод экономики на военные рельсы и усилия по сохранению стабильности финансовой системы, произведения «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Сын полка», знаменитый футбольный матч в блокадном Ленинграде и т.д. Причем собравшиеся отметили, что многие темы можно изучать в рамках имеющейся учебной программы.

Как показало анкетирование, которое было проведено по окончании круглого стола, участники положительно оценили представленную программу и выразили готовность использовать ее на уроках, при подготовке к всероссийским проверочным работам и при участии в конкурсах, посвященных Дню Победы.

Директор ИМЦ Вероника Тихолаз поблагодарила Зинаиду Усманову за инициативу и большой труд и предложила педагогам поделиться опытом работы по этому направлению уже на осенних педагогических чтениях.

Светлана ЕРМОЛОВА, фото автора.