…А город еще строился

27.11.2016 Выкл. Автор 29q6dr6r

kinoteatr-severЧем дальше от нас события давно минувших лет, тем меньше остается подлинных документов, показывавших становление Североуральска как города. Вот что происходило у нас примерно 75 лет назад.

410-1438706672-764afd48e6075536f8d0104bbe42b98bИтак, на 1 января 1940 года на территории будущего города находилось два рабочих поселка: Петропавловский и Бокситы, которые были подчинены Петропавловскому поселковому совету. Остальные поселки и деревни были подчинены двум сельским советам: Покровскому и Всеволодо-Благодатскому, который был в свою очередь подчинен Ивдельскому районному совету. Граница между двумя советами проходила по реке Сосьва.
В Петропавловском поселковом совете трудящихся находились следующие промышленные предприятия – Петропавловский леспромхоз и Петропавловский химлесхоз. Основное «поле» их деятельности находилось на территории Покровского и Всеволодо-Благодатского сельсоветов.
В рабочем поселке Бокситы действовали Северо-Уральские бокситовые рудники и Северная геологоразведочная экспедиция (СУБЭ), которая вела разведку на бокситовых месторождениях.
В Покровском сельсовете находились прииски по добыче золота Южно-заозерского приискового управления, Покровский мехлесхоз, в Баяновке действовали химлесхоз и лесозавод.
Во Всеволодо-Благодатском сельском совете приисковые работы по добыче золота и платины вело Северо-Заозерское управление.
394-1438706663-3979bfd2513f8343b9e573ac6d443ce4На берегу реки Вагран расположена станция Бокситы (прежнее название – станция Вагран) железной дороги имени Л.Кагановича. В 7 километрах северо-северо-западнее станции при впадении реки Колонги в Вагран расположено село Петропавловское, переименованное в 1938 году в поселок Петропавловское. В 1940 году в этом поселке насчитывалось около 3500 жителей и 330 домов. Имелись 2 клуба, 3 магазина, почта, телеграф, телефон, амбулатория и школа.
В трех километрах северо-восточнее поселка Петропавловское был расположен рабочий поселок СУБРа, в котором в то время насчитывалось 550 жителей и были клуб, 6 магазинов райторга и продснаба СУБРа, 2 столовых, баня, больница, амбулатория, аптека, школа, почта, телеграф и телефон.
Интенсивное жилищное строительство в поселках Петропавловское и СУБРа, наблюдавшееся в 1940 году и перспективы развития рудника давали основания предполагать, что в недалеком будущем эти два поселка территориально сольются и образуют единый поселок типа рабочего городка.
Кроме этих двух более или менее населенных пунктов вблизи и в районе полосы бокситовых месторождений других значительных поселений не имелось, за исключением нескольких небольших деревень, кордонов и отдельных бараков.
389-1438706660-cad71957b5e66058f58cb51df548e391Так, севернее поселка Петропавловского на Ивдельском тракте в 5 километрах на берегу реки Сарайной был расположен небольшой, в 10-12 домов, поселок леспромхоза «Подсочка», при котором имелись столовая и магазин. В дальнейшем он был известен как «Поселок 156 квартала». Свое название получил от наименования лесного квартала. Существовал еще один поселок с названием «Подсочка» в районе реки Калья между нынешними поселками Калья и Черемухово.
Далее на север по Ивдельскому тракту в 12 километрах от поселка Петропавловского на берегу реки Калья располагался небольшой, тоже из 10-12 домов, поселок под названием Кальинский кордон. И, наконец, на том же Ивдельском тракте в 30 километрах севернее поселка Петропавловского на берегу реки Сосьва была расположена деревня Тренькино, в которой из 10-12 пустующих домах проживала только одна семья.
В 23-х километрах от поселка Петропавловского на северо-северо-западнее в 4-х километрах западнее Ивдельского тракта была расположена деревня Мостовая, населенная старателями-золотоискателями. И последним можно отметить Даньшинский кордон, расположенный на берегу реки Вагран в 13 километрах северо-восточнее поселка Петропавловского.
Кроме этих населенных пунктов, состоящих из 10-15 домов, в районе месторождения имелись только отдельные избы и бараки. Так, например, на Ивдельском тракте в 20 километрах севернее поселка Петропавловского на берегу реки Черемушка имелся полуразвалившийся пустующий барак «Половинка».
На берегу ручья Кедрового близ Черемуховского месторождения имелся барак, кухня, баня и конюшня, построенные в 1940 году Североуральской топографо-геодезической экспедицией (СУТГЭ) Метростроя, служившими базой для производимых в то время работ. Также на берегу реки Черемушка была расположена старательская избушка под названием «Изба Зырянова», в которой проживали работники СУТГЭ. В конце 1940 года рядом для нужд экспедиции был построен еще одни барак.
В лесном квартале № 105 близ реки Калья в конце 30-х годов Уральская геологоразведочная партия создала собственную базу под названием «Калья», в которой насчитывалось 6-8 бараков. Они были построены еще лесозаготовителями Кальинского участка Петропавловского леспромхоза. База располагалась на месте нынешней улицы 40 лет Октября. В настоящее время сохранились несколько домов в районе остановки рейсовых автобусов возле шахты «Кальинская».
Поселки СУБРа и Петропавловский между собой и станцией Бокситы была связаны грунтовой и железной дорогами. С деревней Тренькино поселок Петропавловский был связан так называемым Ивдельским трактом, игравшим некогда значительную роль как средство связи крупного районного центра Ивделя со станцией Бокситы.
post-1-1263745272С Даньшинским кордоном поселок Петропавловский был связан обычной проселочной дорогой. Других путей сообщения в районе месторождений, кроме вышеперечисленных, за исключением внутрирудничных грунтовых и лежневых дорог нет.
Бараки, расположенные в различных лесных кварталах, связаны с населенными пунктами только лесными дорогами и тропами, пролегающими по некоторым квартальным просекам.
Состояние главных грунтовых дорог – Ивдельского тракта и Даньшинской дороги – совершенно неудовлетворительное. Ивдельский тракт, особенно весной и осенью в дождливую погоду, не только для автомобильного, но и для гужевого транспорта становится трудно проезжим. Сплошные рытвины, ямы, остатки бурелома почти на всем протяжении тракта до реки Сосьва делают его удобным только для сообщения верховым или пешим способами.
Лесные, проселочные дороги, тропы, просеки как пути сообщения для гужевого транспорта находятся в еще более худшем состоянии.
По отчету Народного
комиссариата путей сообщения СССР
подготовил М.КУЛЕШОВ.