Высотинка

Ученики 1945 года. Заведующая Петрова (Шпаковская) Зинаида Ивановна.

Продолжение. Начало в НС№59 8 декабря 2017

Поселок затих, притаился. Звери осмелели, стали подходит к жилью. У Малышевых рысь задрала корову, единственную кормилицу.

Но Высотинка была частью большой, напрягавшей все свои силы в войне, страны, и все, что делал режим того времени, не могло ее не коснуться. К концу 1942 года в поселок начали прибывать ссыльные советские немцы, узбеки, киргизы, эвакуированные из Ленинграда, Курска, Воронежа. “Великое переселение” продолжалось.

Людей надо было кормить, и на месте бывших домов распахали поле. Рудник, как и все предприятия в те годы, расширял подсобное хозяйство. На Высотинке выращивали картофель, морковь, турнепс, репу. Построили овощехранилище. Овощи шли в столовые, и лишь частично их продавали в поселке.

Подробно о том, как выживали во время войны люди на Высотинке, воспоминаний мало. Запомнили главное: постоянное чувство голода и изнурительный труд от зари до зари. Вероятно, записанное и опубликованное по воспоминаниям старожилов следует уточнять по документам архивов. Кто возьмется их найти, прочесть и осмыслить? Хотя бы приказы директора СУБРа, касающиеся работы подсобного хозяйства в годы войны, где в основном трудились высотинцы. Или приказы по леспромхозу предвоенных лет, касающиеся Высотинского лесозаготовительного участка. Возможно, там имена и факты, которые до сих пор кровоточат…

  1. Школа

Первую школу на Высотинке организовали в бараке под горой в 1932 году. Нет сведений о том, сколько там было первых учеников, но помнят старожилы первую учительницу Першину из вольнонаемных. Говорят, был в поселке и ликбез (обучение неграмотного населения), но просуществовал он недолго. Взрослые учились писать и читать в том же бараке.

Место для новой школы выбрали хорошее – на горе, с прекрасным видом на реку, поля, гору за рекой. Достраивали ее в 1934-м. Отделкой дома занимались Иван Максимович Гуков и Иван Николаевич Лукьянчиков. Просторная и светлая, была она начальной,  двухкомплектной. Первыми ее учениками были Василий Ключников, Иван Ермаков, Валентина Быкова, Василий Терехов, Лена Цупикова, Брюллова, Зернова… Первым директором школы назначили Ивана Никаноровича Кузнецова. Работал он вместе с женой  Евгенией Григорьевной. Первые ученики Валентина Ивановна Быкова  (Калужина) и Елена Андреевна Цупикова вспоминали о нем с теплотой и уважением. Помнят и других учителей – Ираиду Ильиничну и Фаину Павловну, работавших до войны. Одна из них была Куникова, фамилию другой выяснить не удалось.

В высотинской школе учились дети из ближайших поселков – Мотовилихи и Даньши. Для них организовали общежитие, вроде интерната: в бараке поставили топчаны, оборудовали столовую.

Началась война. Многим детям было уже не до школы, они, как могли, помогали взрослым по хозяйству. Школу несколько раз закрывали, вероятно, еще и потому, что учить детей было некому. Она вновь ожила в 1945-м. Чтобы ее укомплектовать, за парты посадили всех высотинских шестилеток! Заведующей назначили Зинаиду Ивановну Петрову, мобилизованную на строительство рудника из Калининской области в 1942 году. Жители отнеслись к ней очень доброжелательно и бережно. Понимали, что, не имея родных и своего подсобного хозяйства, в такое голодное время выжить трудно, и помогали учителю, как могли. Проработала Зинаида Ивановна здесь до 19 сентября 1946 года. По приказу, подписанному заместителем заведующего гороно Ксенией Хрисанфовной Прокопенко, она должна была передать школу Ивану Григорьевичу Карпию. Причина на то была уважительная: Зинаида Ивановна вышла замуж и переехала в город. Внуки ее, Алексей и Лариса Шпаковские, закончили школу № 1 Североуральска.

Новый директор школы И.Г. Карпий прошел войну от первого до последнего дня. Призванный в 1940 году, он встретил врага на границе под Кенигсбергом. Двое суток продержались, потом отходили с боями и большими потерями. Воевал на Калининском и Белорусском фронтах, войну закончил в Польше. В начале 1946 года из Нижнего Тагила его направили на лесозаготовки в Североуральск. Работал в районе Коноваловки, а в сентябре принял высотинскую школу. Было ему в ту пору 25 лет. После окончания педтехникума он успел поработать учителем всего год.

Что увидел здесь молодой учитель? Парты, доску и пустые стены. Никаких наглядных пособий и приборов. Дети даже не знали, что это такое, уроки учили при керосиновой лампе, однако в школу шли охотно, учиться всем нравилось. Возможно, потому что Иван Григорьевич всячески старался скрасить однообразную жизнь ребят. После уроков, например, читал им “Дети капитана Гранта” и другие увлекательные книги. Многие с удовольствием приходили его слушать. На уроках пели военные песни. Директор сумел понять не только души детей, но и нужды их родителей. И неудивительно, что он быстро стал своим человеком в поселке. Его уважали, приглашали на все семейные праздники. Проработал И.Г. Карпий здесь двенадцать лет.

В 1957 году школа пополнилась новыми учениками, а в поселок приехала новая учительница Таисия Александровна Тарасова с тремя своими детьми – Валерием, Николаем и Надеждой. Доброжелательную и отзывчивую учительницу приняли хорошо. Дети ее довольно быстро подружились с местными ребятами. К мнению учительницы прислушивались, ей доверяли.

Окончившие высотинскую начальную школу продолжали учебу в городе. Жили там неделю, а в субботу после уроков возвращались домой. Если в этот день были уроки и во вторую смену, то возвращались уже  почти ночью. Темноты не боялись, лес и комары были частью жизни высотинских ребятишек. По понедельникам ранним утром они снова отправлялись в город, получив от родителей небольшой запас продуктов на неделю и 25 рублей на расходы.

Жизнь их не очень-то баловала. Фруктов не видели, огурцы и помидоры были редкостью. Лакомым блюдом были жареные рыжики. Они росли сразу за огородами. Их жарили на больших сковородах и сразу съедали. С рыбалки приносили пескарей (их тогда было много в Вагране) и тоже жарили. Небольшие печки из кирпича в огородах были почти у каждого дома. В каникулы вечерами играли в лапту, “третий лишний”, прятки, а когда подрастали – в волейбол. Зимой катались с горы на больших санях и на лыжах. Конечно, дети этого маленького поселка не знали многих благ цивилизации, зато у них были земляничные косогоры, грибные тропинки, поляны ромашек, чистый лесной воздух, рыбалка, костер у реки и крепкая дружба.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

*