Учимся считать!

ПодлужнаяМатематику называют царицей наук. И не зря: с ней связаны самые разные сферы знаний. Кроме решения задач по физике, химии и биологии, математические знания применяются, например, в географии – вспомните систему координат. Музыкальные фразы построены строго согласно счёту: длительность целых нот дробится на вторые, четвертные и т.д. Невозможно представить себе строительство самолётов  или зданий без математических формул, и даже литературные произведения опираются на логику, которая является основой математики.

Свердловская область всегда была оплотом горнодобывающей и тяжелой промышленности. Поэтому в нашей области внимание точным наукам уделялось в большей степени, чем в других областях. Однако результаты сдачи выпускниками ЕГЭ по математике не особо радуют. Концепция развития математического образования нацелена на повышение заинтересованности и результативности обучения.

О новой концепции и не только мы поговорили с учителем математики школы № 9 Ириной Павловной Подлужной.

– Математика – лакмусовая бумажка развития ребёнка. Если есть проблемы в развитии, то это в первую очередь сказывается на успехах по математике. Родители должны с рождения заниматься с ребёнком: читать сказки и обсуждать прочитанное, рассматривать картинки и придумывать свои рассказы, выделять главных героев и описывать их действия, условия, в которых они находятся и т.д. Умение читать, понимать прочитанное, пересказывать пригодится в будущем для решения математических задач. Умение писать сочинения поможет доказать и оформить решение задач в геометрии.

 – Получается, пишешь хорошо сочинения – и любую теорему докажешь?

– Да, одно невозможно без другого – то есть развитие в целом сказывается на успеваемости по математике.Алгебра более шаблонна, а вот геометрия даётся людям с нестандартным мышлением.

– Какие советы можно дать родителям и детям – как помочь себе, если математика даётся нелегко?

– Прежде всего, необходимо тренировать память – учить стихи, решать кроссворды. Обязательно нужно развивать логику: решать головоломки, ребусы, шарады,в том числе и с помощью логических игр в Интернете -сегодня популярны различные игры с «цветными линиями», маджонг.

 – С какими проблемами вы, как учитель математики, сталкиваетесь на уроках?

– У современных детей развито так называемое «клиповое мышление» – это быстрое, но поверхностное мышление – в результате человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Для жизни такая способность быстро переключаться – это хорошо, а вот для работы, которая требует точности – не очень. Математика же развивает понятийное мышление: на решение некоторых задач уходит 30 – 40 минут, где важно не потерять логической цепочки рассуждений.И это очень трудно для нынешнего поколения детей.

– Вы упомянули Интернет. Считаете, от него есть польза?

– Если правильно им пользоваться. С помощью всемирной паутины человек может образовываться всю жизнь. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду и нельзя однажды научиться, чтобы потом быть всю жизнь квалифицированным специалистом. В современном мире нужно бежать, чтобы просто остаться на том же месте.И учитель уже не единственный источник информации, его роль сменилась: он должен научить детей искать нужную информацию, пользоваться ей, чтобы они были конкурентоспособными в этом жестоком мире.

 – Принятая Правительством РФ новая концепция развития математического образования говорит о том, что существующую систему нужно менять. С какими проблемами сталкивается математическое образование, и какие пути решения предлагает  новая концепция?

– По России ежегодно не сдают ЕГЭ по математике 2-3% одиннадцатиклассников. В области таких детей меньше, в Североуральске в среднем 1-2 человека не сдают. В прошлом году с первого раза не сдали ОГЭ (его сдают девятиклассники) около 40% выпускников, со второго – не сдали из них примерно 5%. Области нужны инженеры, поэтому требования к ОГЭ выше, чем в среднем по России – если ЕГЭ проводит РФ, то требования к ОГЭ устанавливаются в каждом регионе свои. В первую очередь для результативного изучения материала должна быть мотивация, заинтересованность.

 – Как её повысить?

– Один из шагов – популяризация математики, проведение различных конкурсов, викторин. Если ребёнок поймёт, для чего он учится и как практически можно применять знания – это уже первый большой шаг. Недавно проведённый конкурс «Юный инженер» доказал ребятам, что знание точных наук применимо в разных сферах деятельности – кем бы ты ни хотел стать: инженером, конструктором, строителем. Пятиклассники ещё не изучают физику, химию – но в силах школы провести первое знакомство с этими науками, показав детям занимательные опыты. Объяснения будут даны позже, в старших классах, а пока главное – вызвать интерес к обучению.

 – Но ведь способности у всех разные?

– Как сказано в концепции, «нет детей, не способных к математике». Другое дело, что обучение должно быть дифференцированным – с базовым уровнем и профильным (углублённое изучение).

 – А какова роль родителей?

– Очень важен контакт ребёнка с родителями, родителей – со школой. Мы должны быть в одной упряжке, но не как крыловские лебедь, рак и щука. Дети помимо школы должны заниматься в секциях, кружках. Нужно с детства приучать ребёнка к режиму дня. Привыкнув жить по плану,ему будет легче во взрослой жизни.

 – Есть ли кадровые проблемы с учителями математики в Североуральске?

– Больше всего требуется именно учителей математики, химии, физики. В педагогических ВУЗах недобор на эти специальности, обучение не всем даётся, к окончанию ВУЗа количество обучающихся уменьшается. Из оставшихся не все идут в школу. Учителя работают с нагрузкой более 30 часов в неделю (норма 18) – это тоже сказывается на результатах. Нужна хорошая смена, а воспитывать её нужно уже сейчас.

Татьяна БУБЁНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

*